Мы в СМИ

29.03.2011

Fincake.Ru: Заработать на «Фармстандарте»

Флагман отечественного фармацевтического рынка – компания «Фармстандарт». Цена акций выросла с кризисных значений около 500 руб. до более чем 3000 руб. практически без коррекций. В планах компании – завоевание украинского рынка.

С 2007 года акции «Фармстандарта» активно торгуются на российских биржах ММВБ и РТС, также ГДР компании торгуются на Лондонской бирже LSE. Рост котировок «Фармстандарта» едва ли не самый впечатляющий за последние два года. Цена акций выросла с кризисных значений около 500 руб. до более чем 3000 руб. практически без коррекций. Дивиденды по акциям «Фармстандарт» не выплачивает, а прибыль направляет на развитие.

С начала года цены скорректировались на 10%. Имеет место фиксация прибыли и негативный внешний фон. «Около  уровня 2650 руб. проходит 200-периодная средняя и пробитие этой отметки вниз может усилить коррекцию, как минимум до отметки 2300 руб. Приемлемым диапазоном для открытия длинных позиций видятся уровни 2000–2200 руб. за акцию», – отмечает аналитик ИК «Первый доверительный управляющий» Иван Корнилов. Эксперты ИК «Метрополь» также считают бумаги «Фармстандарта» привлекательными. «Мы оценили компанию «Фармстандарт» в $5,4 млрд, что соответствует $35,9 за ГДР и потенциалу роста к текущей рыночной цене, равному 20%. Защитные акции и хорошие перспективы роста – привлекательная возможность для диверсификации портфеля».

В целом на текущий момент «Фармстандарт» находится на пике своих возможностей и рыночной капитализации. Основные препараты компании – «Арбидол», «Пенталгин», «Компливит», «Флюкостат» – уже заняли прочные позиции на рынке, и роста объема продаж здесь вряд ли стоит ждать. Выпустить столь же успешные с коммерческой точки зрения лекарства будет весьма непросто. С другой стороны, «Фармстандарт» может рассчитывать на поддержку в рамках государственной программы. Планируется к 2020 году существенно снизить долю иностранных препаратов на российском рынке, основные медикаменты государство будет закупать у российских компаний.

Отечественный фармрынок год от года показывает устойчивый прирост. Население России в большинстве своем ведет нездоровый образ жизни и постепенно убывает. Самолечение и покупка безрецептурных препаратов является наиболее распространенной практикой. Такой ситуации активно способствует государство, которое тратит на здравоохранение порядка 3,5% ВВП и только планирует программы поддержки, чтобы довести этот показатель до 6% ВВП. Для сравнения, в развитых странах Европы на здоровье населения тратится более 10% ВВП, а в США – около 15%.

«Фармстандарт» ведет разработки и производство современных лекарственных препаратов, список которых достигает 250 наименований (из них 90 входят в перечень жизненно важных – ЖНВЛС), а также занимается продвижением продукции своих иностранных партнеров на российском рынке. «Фармстандарт» изначально сделал ставку на сегмент безрецептурных препаратов, что в наших реалиях вполне логично. Более половины выручки приходится на хорошо зарекомендовавшие себя отечественные препараты: «Арбидол», «Пенталгин», «Флюкостат», «Компливит», «Фосфоглив» и др. Дистрибуция и реализация препаратов сторонних производителей через свою собственную сеть составляет примерно 30% бизнеса. В состав компании входят четыре завода: ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО «Фармстандарт-УфаВита», ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм», ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов», которые производят препараты и медицинское оборудование.

Структура собственности выглядит следующим образом: 54,3% акций принадлежит кипрскому оффшору Augment Investments Limited (конечным бенефициаром является В. Харитонин, он же председатель совета директоров «Фармстандарта»), остальные 45,7% в свободном обращении, в том числе 27,6% торгуются как ГДР на LSE. Как и у большинства фармкомпаний, доходы «Фармстандарта» имеют прямую зависимость от эпидемиологической ситуации в стране. Чем больше людей заболеют, тем выше будут продажи. Причем, по мере роста благосостояния, население приобретает более дорогие лекарства иностранных производителей. Поэтому «Фармстандарт» все активнее сотрудничает с ведущими мировыми брендами, так, крупный проект совместно с Johnson & Johnson принес 3,8 млрд руб. годовой выручки, а совокупные продажи сторонних производителей достигли 9,86 млрд. руб., что на 60% больше, чем годом ранее.

Конечно, для Фармстандарта гораздо более выгодно наращивать продажи собственной продукции, так как здесь маржа значительно выше, но пока в этом сегменте темпы роста не столь велики – около 5% за последний год. Еще одним перспективным направлением, где есть возможности для роста, являются рецептурные препараты. Пока на них приходится около 10% общей выручки компании, но при более тесном контакте с врачами вполне реально увеличить эту долю. В последнее время дела у «Фармстандарта» идут в гору, за 2010 год выручка выросла на 23,3% до 29,7 млрд руб., появились значительные финансовые ресурсы.

Одним из направлений расширения бизнеса выбрана экспансия на фармрынки стран СНГ. В начале года компания объявила о покупке 55% акций украинского фармпроизводителя «Биолек», который производит линейку препаратов и вакцин, представленных на российском и украинском рынках. «Фармстандарт» через свою сбытовую сеть сможет существенно увеличить продажи «Биолека». Также, по слухам, «Фармстандарт» ведет переговоры о покупке украинских «Синбиас Фарма» и «Онко Дженерикс». Получается, компания всерьез задумалась занять долю на украинском фармрынке.

Другим событием начала года стала оферта на обратный выкуп 1,85 млн акций «Фармстандарта» по цене 3000 руб. за штуку, что в итоге дает 5,55 млрд руб., или 4,9% уставного капитала. Цена для фиксации прибыли весьма привлекательная, и объем хороший, поэтому крупные держатели поспешили воспользоваться офертой. Что сподвигло «Фармстандарт» на такой выкуп, к тому же по столь высокой цене, неясно. Руководство пока не  распространяется относительно дальнейших планов. Очевидно, речь идет о подготовке к новой сделке, и, вероятно, акции понадобились для обмена.

По мнению старшего аналитика Альфа-банка Александры Мельниковой, именно ожидаемые в этом году приобретения «Фармстандарта» станут катализаторами роста его котировок. «Учитывая успешный опыт компании в построении акционерной стоимости путем сделок M&A, ожидаемые в этом году приобретения могли бы заложить прочную основу для здорового органического роста в будущем и служить катализаторами для котировок компании. Так как «Фармстандарт» является одним из главных бенефициаров господдержки и консолидации отрасли, его акции представляют собой привлекательный способ участия в российском фармацевтическом рынке», – отмечает эксперт.

Если сравнивать «Фармстандарт» с ведущими западными фармгигантами по основным экономическим показателям, то здесь отставание не столь велико, как принято считать. Рыночная капитализация более $4 млрд, рентабельность около 25%. Вряд ли можно говорить, что компания сильно недооценена рынком, другое дело, что существует ряд факторов, которые могут позволить «Фармстандарту» улучшить свои показатели. Прежде всего, здесь стоит отметить господдержку и преференции отечественным производителям. Это  снижает уровень конкуренции и позволяет компании занимать большую долю рынка, а также диктовать условия при реализации препаратов сторонних производителей. 

В 2011 году за счет расширения производства и развития бизнеса выручка превысит 37,15 млрд руб., а EBITDA составит около 14 млрд руб., прогнозируют аналитики «Инвесткафе».

«Сейчас «Фармстандарт» торгуется с небольшой премией к компаниям-аналогам по мультипликатору EV/S’11П, но с очень большим дисконтом (38,5%) по мультипликатору EV/EBITDA'11П. Таким образом, потенциал для роста акций составляет более 15%, что соответствует 3462,25 руб. к концу 2011 года», – считает эксперт независимого аналитического агентства Антон Сафонов.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube