Мы в СМИ

31.05.2006

RBC Daily: Efes мешают холода и дешевое пиво

Один из крупнейших игроков на рынке пива обманул ожидания инвесторов и снова остался в убытке

Маргарита Парфененкова

В понедельник аналитики опубликовали оценку результатов работы Efes Breweries International (EBI) в первом квартале 2006 г. Напомним, что первые три месяца компания провела неудовлетворительно: операционный убыток составил 3,2 млн долл., чистый – 5,5 млн долл. Объяснения этому факту руководство компании пока не дает. Соответственно, выводы экспертов также неутешительны: по их мнению, планы по росту выручки на 15-20%, о которых компания заявляла в своих прогнозах на 2006 г., оказываются под сомнением. Рынок немедленно отреагировал на информацию об ухудшении финансовых показателей пивоваренной компании: цена на акции EBI тут же пошла вниз с 33,5 до 32,75 долл. за акцию. По словам экспертов, если во втором квартале компания не улучшит свои результаты, можно ожидать еще большего падения котировок. Efes Breweries International (EBI) – один из крупнейших мировых производителей пива. Российскому подразделению – Moscow Efes Brewery – в России принадлежат пять заводов в Москве, Уфе, Ростове, Казани и Новосибирске (в их числе приобретенные в феврале этого года два завода компании «Красный Восток») общей мощностью порядка 180 млн дал в год. Основные марки компании – Warsteiner, Efes Pilsener, Zlatopramen, «Старый мельник», «Сокол», «Белый медведь» плюс приобретенные вместе с компанией «Красный Восток» «Солодов», «Красный Восток», «Жигулевское», «Ершистое». На конец первого квартала 2006 г. EBI занимала четвертое место в России, контролируя 9% рынка по физическому объему продаж (включая завод «Красный Восток», приобретенный в конце февраля 2006 г.). В минувшую пятницу EBI обнародовала результаты за первый квартал 2006 г. Компания продолжает оставаться убыточной. Валовая прибыль выросла на 9,3% по сравнению с первым кварталом 2005 г. до 38,1 млн долл., а валовая рентабельность увеличилась на 1,2 процентных пункта до 48,7%. Выручка компании выросла на 6% – до 86,8 млн долл., EBITDA увеличилась на 5% – до 7,8 млн долл. Общий объем продаж EBI увеличился на 4% – до 16 млн дал (без учета показателей «Красного Востока»). Однако расходы компании на дистрибуцию и маркетинг возросли до 28,78 млн долл. (с 25,948 млн долл.). Общие и административные затраты увеличились до 12,199 млн долл. (с 11,342 млн долл.). Как отмечают аналитики ИК «АТОН», повышение коммерческих и административных затрат в целом возросло на 10,8% до 41,3 млн долл. Это и привело к тому, что чистый убыток составил 5,5 млн долл., операционный убыток – 3,2 млн долл. Аналитик ИК «АТОН» Татьяна Капустина полагает, что в нынешних показателях обращает на себя внимания умеренный рост выручки. «Такой рост выручки частично оправдан – он связан с общим состоянием рынка, вызванным холодной зимой, – говорит она. – Кроме того, на этот показатель влияет и увеличение средней продажной цены на два с лишним процента. Однако средняя цена на продукцию Efes стагнирует и растет медленнее инфляции. Это означает, что общий продуктовый ряд снижается в сторону экономичных брендов, а чем более экономичный бренд, тем меньше он приносит прибыли. Компания уходит в разряд более дешевых сортов, что еще более ярко выражено с приобретением «Красного Востока». Кроме того, аналитики обращают внимание на существенный рост расходов компании. «Мне непонятно, что происходит – руководство не предоставило никаких объяснений, – отмечает Татьяна Капустина. – Прежде руководство компании утверждало, что в течение всего 2005 г. активно занималось реструктуризацей, и в 2006 г. она непременно будет приносить плоды». По ее словам, руководство компании прогнозировало, что расходы на дистрибуцию и продажи будут под контролем благодаря инвестициям прошлого года. «Поэтому мы были очень удивлены, увидев в результатах убыток и рост этих затрат на 11%. Наверное, частично этот рост можно объяснить покупкой «Красного Востока», однако сделка была объявлена в конце февраля, и как единая организация они еще не начали функционировать», – добавляет г-жа Капустина. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов предположил в разговоре с RBC daily, что не совсем правильно объяснять не очень успешные итоги первых месяцев 2006 г. покупкой казанского предприятия. Во многом на показатели влияет и общее состояние рынка. «Умеренные показатели наблюдаются не только у Efes, но и у других участников рынка, – говорит он. – Рост рынка существенно замедлился. Мы уже не видим тех 10% увеличения объемов в год, как раньше. Сейчас рынок растет на 3% в год». Кроме того, по его словам, произошла консолидация отрасли. Если раньше пятерка крупнейших игроков с эффективным западным менеджментом контролировала 60% рынка, то сегодня после покупки Efes «Красного Востока» и приобретениями компании «Хайнекен» вся отрасль оказалась поделена первой пятеркой, которая контролирует порядка 85% российского рынка. «Сегодня компании конкурируют друг с другом, а это означает повышенные траты на маркетинг и продвижение товара», – поясняет г-н Красноперов. Эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков согласен с тем, что скромные показатели Efes вполне могут быть отражением состояния пивного рынка. «Первый квартал для этого рынка – еще не самый пик, и вполне возможно, что следующий квартал у них будет существенно лучше», – сообщает он. Впрочем, Владислав Цветков признает, что дело не только в рыночных факторах. «Можно предположить, что слабые результаты компании связаны с ошибками в маркетинговой стратегии, – продолжает он. – Однако говорить об этом можно в том случае, если и дальше их финансовые результаты будут не очень оптимистичными». Татьяна Капустина предполагает, что нынешнее положение дел в компании вполне можно объяснить неэффективным управлением. Рынок воспринял информацию о результатах компании как негативную новость. «По нашим предыдущим прогнозам, получалось, что справедливая цена для Efes чуть ниже текущих уровней. Сейчас цена должна упасть еще. В понедельник цены на акции компании упали с 33, 5 до 32, 75 долл. за акцию», – говорит Татьяна Капустина. Михаил Красноперов считает, что вряд ли эта тенденция продлится. Рынок будет ждать следующих отчетов. «Результаты первого квартала, скорее всего, серьезно не отразятся на отношении инвесторов к акциям компании, – считает он. – Показатели умеренно негативные, и инвесторы учитывают, что и в предыдущем периоде Efes не показывал обнадеживающих результатов». По мнению аналитиков, возможно, показатели второго квартала будут более результативными, так как уже будут учтены мощности объединенной компании, проявится эффект синергии.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube