Мы в СМИ

28.01.2011

КоммерсантЪ: «»Тракторные заводы» пойдут по рукам»

На активы концерна претендуют «Ростехнологии», «Русские машины» и группа ИСТ
Внешэкономбанк (ВЭБ), получивший концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) от его основателя Михаила Болотина с условием возможности обратного выкупа, намерен отстранить бизнесмена от управления и привлечь новую команду. Предложения банку уже сделали госкорпорация «Ростехнологии» Сергея Чемезова, холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски и группа ИСТ Александра Несиса. Но их интересует только часть бизнеса КТЗ. Михаил Болотин готов расстаться с рядом наиболее прибыльных активов, чтобы погасить долги концерна.

Вчера в Давосе глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил «Интерфаксу», что госкорпорация намерена провести конкурс «по выбору управленческой команды КТЗ». Когда он начнется и каковы будут его условия, господин Дмитриев не уточнил, сказав только, что действующий менеджмент во главе с президентом концерна Михаилом Болотиным «имеет равные с другими претендентами шансы» выиграть. Михаил Болотин отказался обсуждать с «Ъ» претендентов на управление КТЗ, но отметил, что, если ВЭБ действительно проведет конкурс, действующий менеджмент «отнесется к этому спокойно, потому что лучшей команды для управления концерном на рынке все равно нет».

КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании и Австрии в области военного, дорожно-строительного, железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения, производстве лесной техники, а также запасных частей к ним. Выручка в 2010 году -- порядка 30 млрд руб. До сделки с ВЭБом Михаилу Болотину принадлежало порядка 80% акций КТЗ, Альберту Бакову -- около 20%.

В конце декабря ВЭБ купил 100% акций материнской компании КТЗ, Machinery & Industrial Group, у структур Михаила Болотина и его партнера по бизнесу Альберта Бакова. Эта сделка была аналогом кредита репо: под проданные акции господа Болотин и Баков получили от ВЭБа 15 млрд руб. для частичного погашения крайне высокой, на уровне 34 млрд руб., долговой нагрузки КТЗ (сопоставимо с выручкой концерна за прошлый год -- 30 млрд руб.). Вернуть кредит ВЭБу и, соответственно, контроль над КТЗ прежние собственники концерна рассчитывали в течение семи лет, причем, как утверждали собеседники «Ъ» в руководстве КТЗ, «с ВЭБом была достигнута принципиальная договоренность, что менеджмент концерна меняться не будет».

Однако, рассказывают источники «Ъ» в правительстве, в январе ВЭБ получил ряд предложений об управлении КТЗ и покупке части его активов. От лица «Ростехнологий» переговоры о разделе бизнеса концерна ведут гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко (его называют креатурой главы госкорпорации Сергея Чемезова) и глава КамАЗа Сергей Когогин. Первый договаривается о контроле над вагонным производством КТЗ, второй интересуется военным, то есть выпуском боевых машин десанта на «Курганмашзаводе». Олег Сиенко вчера подтвердил «Ъ» интерес к активам КТЗ, отметив, что «УВЗ -- едва ли не единственный профильный игрок, способный управлять таким бизнесом». Сергей Когогин, находящийся в Давосе, на запрос «Ъ» не ответил, но для КамАЗа заказы Минобороны и госструктур в целом -- это традиционный рынок (20% продаж в 2010 году). В «Ростехнологиях» «Ъ» подтвердили факт переговоров с ВЭБом по КТЗ, отметив, что «об окончательном решении говорить пока преждевременно».

Еще один претендент на активы КТЗ -- холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. В самом холдинге неофициально утверждают, что «особого интереса к активам КТЗ, обремененным серьезным долгом, не проявляют, но вообще синергия быть может». Группа ГАЗ, входящая в «Русские машины», сама обременена долгом на 30 млрд руб. В целом идея отдать управление КТЗ «Русским машинам» «исходит от банков, то есть от того же ВЭБа», говорят источники «Ъ» в холдинге.

Однако в правительстве утверждают, что представители Олега Дерипаски «крайне интересуются бизнесом КТЗ -- явно не меньше, чем «Ростехнологии»".

Действительно, бизнес КТЗ, как и бизнес «Русских машин», включает производство дорожно-строительной техники, военной техники (»Русские машины» делают БТР), а также грузовых вагонов (у холдинга Олега Дерипаски аналогичное производство в Мордовии). Олег Дерипаска интересовался покупкой «Курганмашзавода» еще в 2005 году, то есть до его вхождения в КТЗ. Официально в «Русских машинах» от комментариев отказались.

Еще одним претендентом на вагонный бизнес КТЗ является контролируемый Александром Несисом Номос-банк, говорят источники «Ъ» (в банке от комментариев отказались). Банк входит в группу ИСТ, владеющую Тихвинским вагоностроительным заводом.

Но никто не интересуется сельхозмашиностроением КТЗ, говорят собеседники «Ъ». Этот сегмент -- наиболее проблемный, поясняет глава «Росагромаша» Евгений Корчевой. «Продажи сельхозтехники КТЗ в прошлом году упали сильнее всего, и, например, концерн остался должен «Росагролизингу» 4,5 млрд руб. за технику, которую обязался поставить, но поставить не смог,-- поясняет господин Корчевой.-- Техники КТЗ еще на 4,5 млрд руб. скопилось на складах «Росагролизинга», и продать ее госпосредник не может». На военное и железнодорожное машиностроение приходится примерно половина выручки концерна, добавляет эксперт.

Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» добавляет, что вагонный бизнес сейчас выглядит особенно перспективным - в этом году выпуск вагонов в России удвоился.

Михаил Болотин, говорят источники «Ъ», готов расстаться с военным и железнодорожным машиностроением, оставив за собой проблемное сельхозмашиностроение, выпуск лесной и дорожно-строительной техники. Деньги, полученные от ВЭБа (15 млрд руб.), частично уже потрачены на погашение процентов по кредитам (это порядка 3 млрд руб.), поясняют источники «Ъ», и «оставшуюся от погашения часть Михаил Болотин также намерен оставить за собой». «Соответственно, сейчас идет торг -- КТЗ готов расстаться с частью своих хороших активов, дающих половину его выручки, а деньги ВЭБа и часть плохих активов оставить за собой».




К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube