Мы в СМИ

22.01.2004

Ежедневная деловая газета «Ведомости»

«АвтоВАЗ» объяснится с ФКЦБ  

Юлия Федоринова

 

 

Миноритарии «АвтоВАЗа» добились новых успехов в борьбе за возвращение в устав компании положения о принципе выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Как стало известно «Ведомостям», завод проиграл очередной судебный процесс по этому вопросу, а ФКЦБ проверяет концерн на предмет нарушения прав акционеров. Юристы полагают, что это осложнит «АвтоВАЗу» принятие решения о дивидендах на годовом собрании акционеров. Уставный капитал «АвтоВАЗа» составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным «Атона», около 53% акций «АвтоВАЗа» контролирует его менеджмент, 8% принадлежит Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия. Около 13% акций «АвтоВАЗа» обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR, 2,05% принадлежит РФФИ. Выручка «АвтоВАЗа» по IAS в 2002 г. составила 119,4 млрд руб. , чистая прибыль - 1,33 млрд руб. Пункт о выплате 10% прибыли в виде дивидендов по привилегированным акциям исчез из устава «АвтоВАЗа» по решению годового собрания акционеров в 2002 г. В конце того же года владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованиями признать это решение собрания акционеров недействительным. В начале 2003 г. суд первой инстанции подтвердил правоту миноритариев, а осенью «АвтоВАЗ» проиграл кассацию по иску Цобенко. Как стало известно «Ведомостям», 20 января его успех повторил и шведский фонд. По словам адвоката обоих миноритариев Валерия Шумилина, позавчера суд отклонил апелляцию «АвтоВАЗа» на решение первой инстанции от 7 апреля 2003 г. , удовлетворившей иск HQ. Определение еще не составлено, но Шумилин предполагает, что мотивация суда схожа с той, что была озвучена на других разбирательствах по этому делу. Ранее суд признавал, что по закону об акционерных обществах размер дивидендов или формула их расчета должны быть четко прописаны, а в новой версии устава «АвтоВАЗа» это не так. Кроме того, в споре с заводом акционеры могут рассчитывать на поддержку ФКЦБ. Они еще в ноябре попросили комиссию проверить деятельность «АвтоВАЗа» на рынке ценных бумаг и выполнение им своих обязательств перед владельцами привилегированных акций. Вчера пресс-секретарь ФКЦБ Евгения Пискарева заявила «Ведомостям», что комиссия уже проводит проверку «АвтоВАЗа» и затребовала у него необходимые документы и объяснения. Главную цель проверки Пискарева сформулировала так: установить, не нарушает ли «АвтоВАЗ» права своих акционеров. Подобная проверка может длиться до пяти месяцев, добавила она, но обсуждать возможные действия ФКЦБ, если в работе «АвтоВАЗа» будут обнаружены нарушения, отказалась. Шумилин предположил, что в этом случае комиссия направит «АвтоВАЗу» предписание внести изменения в устав, а для этого концерну придется созвать внеочередное собрание акционеров. Управляющий директор юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян напоминает, что ФКЦБ традиционно использует два механизма влияния на эмитентов: не регистрировать проспекты эмиссий ценных бумаг «АвтоВАЗа» либо самой подать в суд иск к эмитенту. Как и в прошлом году, миноритарии в качестве обеспечительной меры могут добиться судебного запрета на голосование по вопросу о дивидендах на годовом собрании акционеров, добавляет Еганян. На «АвтоВАЗе» к новому повороту застарелого конфликта с акционерами отнеслись спокойно. Пресс-секретарь председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Елена Чернова утверждает, что завод пока не получал от ФКЦБ никаких запросов или других официальных документов, а решение апелляционной инстанции от 20 января, скорее всего, будет оспорено. Источник, близкий к «АвтоВАЗу», настаивает, что «компания всегда все делает по букве закона», и уверен, что ни решения судов, ни проверка ФКЦБ не помешают планам завода. По его словам, миноритариям не о чем беспокоиться, поскольку по итогам 2003 г. «АвтоВАЗ» направит на дивиденды по «префам» более 10% чистой прибыли, как это было сделано по итогам 2002 г. Тогда завод заплатил владельцам привилегированных акций 83,8 млн руб. , что составило почти 12% от чистой прибыли, рассчитанной по российским стандартам бухотчетности. Аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев сомневается в том, что «АвтоВАЗ» порадует акционеров увеличением дивидендов. «У них большая инвестиционная программа, а минувший год был не очень удачным, так как завод сократил выпуск автомобилей на 0,4% , - говорит аналитик. - Не думаю, что они будут платить более 10% чистой прибыли по «префам». По оценке Нуштаева, чистая прибыль «АвтоВАЗа» по РСБУ в 2003 г. составит 850 - 900 млн руб.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube