Мы в СМИ

30.12.2008

НАКАНУНЕ.ру: Год в кризисе: выбираем сценарий

Александра Качалова

Уходящий год показал, что прогнозам доверять вредно, они не сбываются. Экономического апокалипсиса пока не случилось, но и до хэппи-энда кризисной трагикомедии еще очень далеко. Да и будет ли этот хэппи-энд? Мир, а вместе с ним и Россия, в маслянистом черно-зеленом болоте. И хоть есть надежда, что по примеру неунывающего барона Мюнхаузена мы сможем вытащить сами себя за косичку, существуют и вероятность, что потянем не за ту косичку и потеряем драгоценное для спасения время... У всех экспертов есть, как минимум два сценария развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Какому из них верить – выбирайте сами.

Наше все

Не Пушкин, а нефть. В начале года все предполагали падение цен на этот драгоценный ресурс, но никто не думал, что оно станет столь ощутимо. Как мы уже писали, изменение стоимости «черного золота» логике поддается с трудом, а вот настроению трейдеров – весьма охотно. Настроение у них так себе, и в какую сторону поменяется – будет зависеть от великого множества событий и обстоятельств. На нефтяные цены влияет и спрос, который в условиях рецессии весьма ограничен. Продавцов много, покупателей мало. Поэтому нефтяной рынок – рынок покупателей. Переломить сложившуюся тенденцию попыталась ОПЕК, заявив о рекордном снижении добычи, но безуспешно.

И все же, по самому-самому оптимистичному прогнозу стоимость нефти составит порядка $80 за баррель. Это устроило бы абсолютно всех стран-экспортеров. «Нефтедобывающие страны не заинтересованы в высокой цене. Они заинтересованы в цене, при которой будет обеспечиваться прибыль их компании. Саудовская Аравия заявляла, что цена нефти порядка $70-80 за баррель, с этим согласны и российские компании. Нам невыгодна слишком высокая цена, поскольку она отпугивает потенциальных покупателей нефти и заставляет переходить на другие источники энергии, и в будущем сокращаются перспективы роста рынка. Такая низкая цена как сейчас, конечно, тоже не выгодна», - заявил Накануне.RU заместитель руководителя Института энергетической стратегии Алексей Громов.

Однако реализации оптимистичного прогноза может помешать (и, наверняка, помешает) рецессия. Поэтому другая крайность – пессимистичный прогноз, по которому баррель будет стоить $25 – больше приближен к реальности. «Спрос будет падать, нефтедобывающие страны не найдут общего языка в части тех мер, которые нужны для снижения добычи нефти», - предполагает директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков

«ГАЗ», «ВАЗ», «КамАЗ»

Машиностроение в России в последние годы и так не было на подъеме, а тут еще и кризис подорвал эту только начинающую вставать на ноги отрасль. Вся надежда у промышленников только на правительство. Как считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин, ожиданиям этим суждено сбыться: «Правительство уже всячески поддерживает крупные компании, чтобы они не обанкротились». По словам Ганелина, есть компании, у которых очень много долгов и без помощи государства им просто не обойтись, например, группа «ГАЗ», компания «Сатурн» (делает двигатели для нового российского самолета).

Для другой группы предприятий, работающих на госзаказ (»ВСМПО-Ависма", «Уралвагонзавод»), наоборот, все неплохо, поскольку сбыт им обеспечен. Относительно стабильным спросом обеспечены и предприятия, производящее оборудование для энергетиков. Поскольку последние хоть и сокращают свои инвестпрограммы, но не сворачивают их.

Вполне вольготно по сегодняшним меркам чувствует себя «АвтоВАЗ» благодаря повышению таможенных пошлин на иномарки и намерениях правительства субсидировать кредиты для тех, кто приобретает продукцию отечественного автопрома. Конечно же, автомобилистов такие меры, мягко говоря, не радуют, но свою роль они сыграют. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», «АвтоВАЗ» сможет увеличить свою долю до 33% с теперешних 27% (в третьем квартале 2008 года она составляла всего 23%). Правда, в количественном выражении роста все равно не будет.

«КамАЗ», несмотря на планируемую остановку конвейера получил тоже поддержку, но со стороны крупнейшего немецкого автоконцерна Daimler AG, выкупившего 10% акций российского предприятия. Компанию «ГАЗ» никто не выкупал, конвейер также остановлен, но действующие кредиты продлены, как минимум, на три месяца. Вот только спрос на грузовики падает еще сильнее, чем на легковые машины, ведь крупная техника покупается в лизинг, а он почти недоступен.

Здесь не куют металл

Можно сказать однозначно, что металлургов ждут трудные времена. Упавшие цены на металл по всем прогнозам расти не собираются. По словам аналитика ИФК «Метрополь» Максима Худалова, рост возможен на 2-3%, что в районе статистической погрешности. И все же оптимисты считают, что летом в России оживет строительный сектор, металлурги к тому времени распродадут (пусть и низким рыночным ценам) свою продукцию, что позволит им загрузить свои мощности хотя бы на 70%, тогда

как сейчас они загружены на 50%.
Есть для металлургов и хорошая новость: руда и уголь подешевеют. «На руду цены с $110 спустятся до $70 за концентрацию, по коксующимся углям - с $160 до $70-80. Другой сферы сбыта для угольщиков, кроме металлургии, нет», - говорит Максим Худалов. При этом, по его словам, производители сырья в накладе тоже не останутся, поскольку себестоимость тонны угля не превышает $40.

Следуя из пессимистичного прогноза, можно сделать вывод, что удешевление сырья металлургам не сильно поможет. «В реальности, боюсь, что будет несколько хуже. Строительные проекты не будут реализовываться, так как снизился объем кредитования. Мощности будут использованы, максимум, на 60%», - добавляет аналитик ИФК «Метрополь». Он считает, что компании будут активно поглядывать в сторону тех стран, где спрос упал не сильно. Это Ближний Восток, считавшийся экспортной вотчиной украинских металлургов, а также Индия и Турция.

Но даже это несильно скрасит положение российских металлургов, поскольку 50% металла шло в строительную отрасль, а если она в обмороке, то рассчитывать на восстановление докризисных объемов производства не приходится.

Кровеносная система

Положение сектора, куда вливалось больше всего денег, и от чего зависят все остальные сферы, можно охарактеризовать как неопределенно стабильное. Речь идет, конечно же, о банках. Есть три системообразующих, которые более или менее и устойчивы и, как уверен аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко, судьба американский финансовых учреждений им не грозит. Средние и мелкие банки могут менять хозяев, банкротиться, выживать, но обойдется без банковского коллапса.

Оптимисты считают, что со второго полугодия 2009 года мировой рынок стабилизируется или хотя бы начнет это делать, и кредитование оживет. Правда, на понижение процентных ставок вряд ли стоит рассчитывать. Реалисты прогнозируют рост просроченной задолженности, как минимум, в два раза, осторожность в выдаче немногочисленных кредитов и отсутствие роста активов. Пессимисты полагают, что рост просроченной задолженности обернется серьезным давлением на прибыльность банков.

В любом случае, пока золотовалютные резервы окончательно не растаяли, пока кредиторы не потребовали вернуть компании сразу все долги, которые, кстати, больше золотовалютных запасов, пока есть хоть небольшой спрос на продукцию и какая-то работа, Россия в болоте мирового кризиса не утонет. Остается только надеяться, что правительство тянет нашу экономику за ту, нужную, косичку. 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube