Мы в СМИ

06.11.2014

КоммерсантЪ: Нефть на дне

Как на российский бизнес повлияет дешевая нефть?
 
Падение цен на нефть влияет на всю российскую экономику. Какие отрасли пострадают в первую очередь и кто может оказаться в выигрыше?

Юлиана Петрова

При среднегодовой цене на нефть $80 за баррель российскую экономику в следующем году ждет рецессия и сокращение ВВП на 5% — таково мнение Алексея Девятова, главного экономиста Uralsib Capital. Дешевая нефть означает большие потери для бюджета, который на 51,4% наполняется нефтегазовыми доходами. Например, бюджет РФ на 2015 год рассчитан, исходя из стоимости нефти $96 за баррель. Значит, будут срезаны бюджетные расходы, прежде всего на социальную сферу и на инфраструктурные проекты.

Сами нефтяные компании мало пострадают от снижения котировок черного золота. Потому что нефть дешевеет, но одновременно правительство уменьшает и экспортную пошлину на нефть, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Так, с 1 октября она снизилась уже на 10% — до $317 за тонну. С другой стороны, из-за девальвации рубля, который с начала 2014-го упал по отношению к доллару на 20%, выручка нефтяников в пересчете на рубли растет.

На внутреннем рынке бензин и дизельное топливо вряд ли подешевеют. В себестоимости российского бензина на саму нефть приходится лишь около 20%. Поэтому рассчитывать, что российские производители и транспортники смогут снизить свои расходы на топливо, не стоит, говорит Андрей Рожков, старший аналитик ИФК «Метрополь». Наоборот, с 2015 года нефтепродукты на внутреннем рынке начнут дорожать, потому что правительство снижает экспортные пошлины, но повышает НДПИ. Стоимость бензина и дизельного топлива на заправках через несколько лет может приблизиться к европейским ценам (1,4-1,5 евро за литр), считает Пигарев.

25% составило падение цены на нефть марки Brent. Если максимальные цены в июне этого года превышали $115 за баррель, то к середине октября они скатились до $82

Фактор дешевой нефти очень опасен для обрабатывающей промышленности, хотя та вроде бы не зависит от нефтяного экспорта. Дело в том, что низкие цены на нефть приводят к ослаблению рубля и к кризису в инвестиционно-банковской сфере. По мнению Алексея Девятова, нынешний кризис — младший брат кризиса 2008-2009 годов, он будет менее глубоким. Но, как и в 2008-м, в первую очередь плохо придется компаниям пищевой и легкой промышленности, фармацевтическим заводам и производителям бытовой химии, а также автопрому, считает Павел Симоненко, глава департамента институциональных продаж в СНГ швейцарского Dukascopy Bank. Все они закупают импортные комплектующие, сырье и материалы, а продают готовую продукцию за рубли. Наиболее яркий пример — автомобилестроение. По данным PwC, уровень локализации у иностранных автосборщиков составляет от 10% у Toyota до 55% у Renault. Однако переложить рост себестоимости на потребителя вряд ли удастся, так как продажи машин и без того падают. По мнению аналитика УК «Финам менеджмент» Максима Клягина, выиграть могут АвтоВАЗ (с 74-процентной локализацией) и УАЗ (66%).

 Нефтяные горки. Российская экономика оказалась в заложниках у добывающих компаний

В плачевном положении уже оказались российские авиакомпании: весь 2014 год они несли потери из-за девальвации рубля, в дальнейшем их положение только усугубится. Они платят валютой за лизинг, обслуживание и ремонт самолетов. По оценкам Андрея Рожкова, если в 2013-м доля валютных расходов в себестоимости была около 40%, то сейчас она приблизилась к 47-49%. При этом цены на авиабилеты выросли в этом году только на 4-6%. Авиакомпании уже сейчас сокращают самолетный парк и закрывают низкорентабельные маршруты.

Беда отраслей b2c — сокращение доходов населения. По мнению Сергея Пигарева, рост доходов бюджетников в последние годы был одним из драйверов роста продаж. Теперь повышение зарплат бюджетникам не светит. От скудости кошельков граждан пострадают розничная торговля, FMCG и строительство жилья. Спрос на жилье сокращается, традиционного 15-20-процентного осеннего роста продаж в 2014-м не произошло, а арендные ставки на коммерческую недвижимость падают из-за снижения деловой активности, говорит Андрей Рожков. По мнению аналитика, темпы роста жилищного строительства снизятся с 7-8% в год до нуля.

Очевидный бенефициар дешевой нефти и связанной с этим девальвацией рубля — сельское хозяйство, и в первую очередь зерноводство. В этом году российский экспорт беспрецедентно вырос: помог ли хороший урожай и проблемы на Украине, которая ранее входила в тройку крупнейших экспортеров пшеницы в мире. Мировые цены на зерно выражены в долларах. Вместе с экспортерами сельхозпродукции выигрывают и обслуживающие их отрасли, в частности транспортный сектор. Например, в первом полугодии 2014 года Новороссийский морской торговый порт (НМТП) показал рекордный рост чистой прибыли-- $137,9 млн против $13,9 млн в тот же период 2013-го. В несколько раз увеличилась перевалка зерна и сахара. Андрей Рожков объясняет результаты НМТП тем, что у компании все тарифы номинированы в валюте. Издержки в рублях, а доходы в валюте — такова модель успешного бизнеса на ближайшее время.

http://www.kommersant.ru/doc/2593381



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube