Мы в СМИ

27.03.2009

НАКАНУНЕ.ру: Дерипаска подкинул проблем

Александра Качалова

Активы Олега Дерипаски на Урале добавили головной боли местным властям. Одно из предприятий «РУСАЛа» в Свердловской области под угрозой остановки. Во всяком случае, так заявил рабочим директор Богословского алюминиевого завода. Другое, в Курганской области, может запросто оказаться в другом городе. Об этом уральскому полпреду Николаю Винниченко рассказал курганский губернатор Олег Богомолов. Между тем, «РУСАЛ» доставляет хлопоты и российским властям, потому что у компании гигантский долг и пока не понятно, как же его погашать.

О том, что Курганский автобусный завод может быть перенесен в город Павлово, где находится еще одно предприятие Группы «ГАЗ» – ОАО «Павловский автобус» – стало известно во время визита уральского полпреда Николая Винниченко в Курган. Губернатор Олег Богомолов ситуацией встревожен не на шутку. По его данным, уже издан приказ, в соответствии с которым можно говорить о том, что холдинговая структура пытается увести производство КАвЗа в Павлово. Скорее всего, как считает Олег Богомолов, это антикризисная мера руководителей Группы.

В пресс-службе Группы «ГАЗ» информацию опровергли: «На сегодняшний день не существует приказа и не принято решение о переводе производства автобусов с Курганского автобусного завода на Павловский автобусный завод».

В той же пресс-службе Накануне.RU заявили, что в рамках антикризисной программы рассматриваются различные варианты сжатия производственных площадок, а также сосредоточения технологических линий на наиболее рентабельных площадках. «Проводится экспертный анализ возможных вариантов развития ситуации на рынке, просчитываются варианты оптимизации производства, моделируются возможные последствия и риски. На данный момент на Курганском автобусном заводе реализуется программа повышения эффективности производства и сокращения затрат», - добавили в пресс-службе.

Справка: ОАО «Курганский автобусный завод» более сорока лет является одним из крупнейших автобусостроительных предприятий России. Завод был образован 14 января 1958 года для производства автобусов и специализировался на выпуске автобусов малой вместимости. В настоящий момент «КАвЗ» производит автобусы малого класса на шасси ГАЗ, автобусы малого класса на шасси ЗИЛ, автобусы среднего класса ПАЗ-4230 «Аврора».

В частности, как было озвучено во время визита полпреда в Курган, сокращение затрат заключается в сокращении персонала. Если еще в конце прошлого года на заводе работало 1,7 тыс. человек, то сегодня – около 1 тыс. И это еще не предел. В случае, если завод не получит государственный заказ на автобусы (который на предприятии ожидают уже давно), то планируется сократить еще 200 человек. Руководство компании будет ждать до июня, а потом уже принимать решение, - отмечалось во время визита. Там же говорилось о том, что, как минимум, КАвЗ может рассчитывать на заказ на 560 автобусов, а максимум – на 2,1 тыс. Количество зависит как от объема возможного госзаказа, так и от решения руководства компании, ведь заказ будет сделан не конкретно Курганскому автобусному заводу, а всей Группе, и уже она определит, на что потратить средства.

Однако даже 560 автобусов – немалое число для КАвЗа, учитывая, что в феврале произведено лишь 22 машины. Больше производить пока нет смысла, так как на складах предприятия стоят 280 автобусов. В Кургане полпреду рассказали, что на сегодняшний день завод, чтобы не быть в убытке, должен производить 50 автобусов в месяц, а до кризиса «точка безубыточности» составляла 170 автобусов в месяц.

Вместе с тем, предприятие рассчитывает в 2009 году произвести 600 автобусов и получить к концу года выручку в размере 1 млрд руб. (правда, не понятно, учитывается ли в этой сумме госзаказ). Для сравнения: в 2008 году выручка была 2 млрд руб., а, по словам управляющего директора КАвЗ Олега Шалаева, убытки составляли 90 млн руб.

Полпред Николай Винниченко дал свою оценку сложившейся ситуации: снижение объемов производства и численности персонала говорят о том, что завод гибнет. Полпред также отметил, что свяжется с Олегом Дерипаской для обсуждения вопроса о возможном переносе предприятия.

Вместе с тем, у курганского губернатора Олега Богомолова есть и другие претензии к руководству группы «ГАЗ» – налоги. Так, за 2008 год КАвЗ заплатил в бюджет 6 млн руб., тогда как, например, Курганстальмост - 240 млн. «Куда уходят деньги? Ни в бюджете, ни в производстве их нет. Собственник делает все, чтобы здесь присутствовать номинально. Похоже, он уводит потоки в Павлово!», - возмутился губернатор.

Если же в Павлово будет уведено все производство, то региональный бюджет лишится даже тех 6 млн, не говоря уже о пополнении армии безработных, которых нужно будет переучивать, ставить на учет и платить им пособие.

Между тем, несмотря на заверения Группы «ГАЗ» в том, что пока никаких решений не принято, возможность переноса производства вполне реальна.

«Это может быть сделано для сокращения административных издержек. Группа «ГАЗ», которая столкнулась с сильным падением продаж (за январь-февраль продажи «ГАЗелей», например, снизились на 66%) работает над тем, чтобы оптимизировать производственные процессы, сократить издержки и, вероятно, перенос производства автобусов рассматривается в рамках антикризисной стратегии. Сейчас, думаю, было бы логично осуществить перенос производства», - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.

Не менее серьезные проблемы сейчас и у другого актива Олега Дерипаски, входящего в ОК «РУСАЛ», Богословского алюминиевого завода. Как рассказали Накануне.RU в профкоме предприятия, директор Олег Буркацкий провел собрание, на котором рассказал рабочим об экономической ситуации в области, о себестоимость продукции и предложил принять решение: или всем снижают зарплату на 30%, или будет остановлен завод. «Рабочие должны это решение принять как будто бы сами. Сейчас рассматривается вопрос о снижении тарифов на электроэнергию, и если положительное решение будет принято, то никакого снижения зарплат, остановки предприятия не произойдет», - сообщил Накануне.RU один из участников собрания, попросивший не называет его имя. Он отметил, что средняя зарплата на Богословском алюминиевом заводе составляет 20-23 тыс. руб., а некоторые рабочие получают по 30-35 тыс. руб. в месяц. Сокращение рабочих часов и дней не произошло, но кто-то добровольно уволился, когда предложили перейти на другую должность с совершенно иной зарплатой – порядка 12 тыс. руб. в месяц.

Справка: Богословский алюминиевый завод – комплексное предприятие по производству алюминия и глинозема. Третье предприятие в СНГ по объему производства глинозема. В 1944 году завод выдал первые тонны глинозема, в 1945 году – первый алюминий. Основная продукция – первичный алюминий, глинозем, анодная масса, алюминиевые сплавы, протекторы для защиты от коррозии. В 2008 году завод произвел 185,6 тыс. т первичного алюминия, а также 1 млн 84 тыс. т глинозема.

Сейчас, по словам собеседника Накануне.RU, все ждут решения о тарифах на электроэнергию, но если оно и будет отрицательным, то рабочие могут не согласиться с тем, чтобы проблемы собственников завода решались за их счет. «Мы не верим, что будет остановлен завод, он потянет за собой целую цепочку. Бокситы нам поставляет СУБР, если остановимся мы, остановятся и они, остановится Богословская ТЭЦ. Налоги, которые мы платим, тоже не будут поступать в бюджет. У людей неоднозначные настроения, но большинство склоняются не подписывать согласие на понижение зарплат», - добавил участник собрания.

Как заявили Накануне.RU в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, накануне на антикризисной комиссии были затронуты проблемы «РУСАЛа». Так, министр промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин подчеркнул, что ситуация на СУБРе, Богословском и Уральском алюминиевых заводах сложная, объемы работ везде снизились наполовину и даже больше, продукция не имеет спроса. В общей сложности, на этих предприятиях работает более 10 тыс. человек. И хоть ОК «РУСАЛ» включена в список крупнейших предприятий, рабочей группой подготовлено соглашение об урегулировании тарифов. Но данный вопрос может быть решен только на федеральном уровне. А там хватает проблем, связанных с гигантским долгом «РУСАЛа». Более $7 млрд компания должна зарубежным структурам, еще около $6,5 млрд - российским банкам. Как все это выплачивать, не совсем понятно.

«Компания активно работает со своими кредиторами. В частности, с западными кредиторами ведет переговоры о том, чтобы выплаты долга привязать к ценам на алюминий. Соответственно, в период низких цен выплаты должны быть минимальными, в период высоких цен увеличатся. У кредиторов выбора особо нет. Банкротство «РУСАЛа» – не вариант, в случае продажи активов их стоимость была бы гораздо меньше того долга, который сейчас у компании», - обрисовал ситуацию аналитик Unicredit Aton Марат Габитов. Он уверен, что на выплату процентов по долгам у компании в любом случае есть деньги, а цены на алюминий будут низкими не бесконечно. Правда, то, что они в обозримом будущем повысятся до такой степени, что проблемы «РУСАЛа» вдруг решатся, маловероятно.

У «РУСАЛа» есть еще один путь. Недавно компания договорилась с ОНЭКСИМ о реструктуризации долга в $2,8 млрд. $2 млрд будут конвертированы в акции «РУСАЛа.». Этой же дорогой могут последовать другие кредиторы, если захотят. «Зеленый свет» не так давно дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что правительство санкционировало допуск иностранцев в капитал предприятий, которые до сих пор считались неприкосновенными, и эта схема может быть применена к «РУСАЛу». «Правительство может и не возражать против того, чтобы зарубежные компании получали доли в таких компаниях, как «РУСАЛ», если это будет лучшим способом возвращения долга», - говорил первый вице-премьер. Вот только будет ли это лучше для уральских предприятий, на которых работают тысячи людей, неизвестно…



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube