Мы в СМИ

26.12.2006

УТРО.Ру: Русский авангардист вернулся из забвения

Татьяна Морякова

В истории отечественного искусства немало страниц, которые до сих пор пролистаны только специалистами или горячими поклонниками творчества отдельных художников, а большинству россиян знакомы разве что понаслышке. Многое сознательно искоренялось в период соцреализма и было «открыто» только во второй половине прошлого века, в постсоветское время подвергли незаслуженному остракизму недавнее прошлое вкупе с его культурным наследием, но даже сейчас, когда, казалось бы, творческая личность не ущемляется диктатом государства, многие произведения по-прежнему остаются малоизвестными - в первую очередь из-за своей недоступности. Разорвать этот замкнутый круг в отношении творческого наследия одного из ярчайших представителей русского авангарда – Павла Филонова – решился Государственный Русский музей. Именно этот музей, где хранится богатейшая коллекция произведений художника, выступил инициатором проекта «Павел Филонов. Очевидец незримого». Увидеть работы Филонова уже смогли жители и гости Санкт-Петербурга, где полотна художника выставлялись в период работы саммита G8 нынешним летом, а теперь экспозиция, вызвавшая в Северной столице немалый ажиотаж, прибывает в Москву – родной город художника – при поддержке Группы компаний «Метрополь». Московская выставка, начинающая свою работу завтра, обещает быть в своем роде уникальной, поскольку от питерской ее отличает и состав, и форма экспонирования. Дизайн разработал художник Борис Мессерер, муж известной поэтессы Беллы Ахмадулиной, а обогатят визуальное восприятие работа современного художника-концептуалиста Вадима Захарова «Монумент утопии» - движущееся трехметровое изваяние льва - и уникальный музыкальный инструмент под названием «Синтезатор АНС» (Александр Николаевич Скрябин). Это чудо техники, позволяющее «слушать» живописные полотна, придумал почти 70 лет назад инженер-электронщик Евгений Мурзин, а воплотить его идею в жизнь удалось только двумя десятилетиями позже. Теперь москвичам представится возможность увидеть и, что самое удивительно, услышать, как звучит третья версия АНС - единственная в мире на данный момент. Выставку, которая откроется завтра, 26 декабря, и будет принимать посетителей вплоть до 11 февраля 2007 г. в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, вполне можно назвать знаковым событием: полотна авангардиста не выставлялись в подобном объеме с 1988 года. Между тем Филонов по праву входит в «троицу» известнейших и талантливейших представителей авангардного направления в изобразительном искусстве наряду с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским. Эти имена знакомы едва ли не каждому школьнику, изучающему мировую художественную культуру, тогда как о Филонове в России знают непростительно мало. Этот художник, посвятивший жизнь поиску своего собственного творческого метода, прошел нелегкий путь, совпавший по времени с тягчайшими страницами отечественной истории. До революции он, рано осиротевший и отправившийся учиться в Петербург, успел поступить в Академию художеств, откуда был исключен за то, что состоял в обществе «Союз молодежи», потом вновь восстановился и все-таки ушел, предпочтя учредительство и активное участие в «Союзе» пребыванию в стенах консервативной Академии. Именно на совместных выставках прогрессивного художественного общества и были выставлены первые работы Филонова, вызвавшие интерес в определенных кругах. В частности, потом Павел Николаевич не один год сотрудничал с Владимиром Маяковским, создавая декорации к его трагедии «Владимир Маяковский» и иллюстрируя буклеты футуристов. Тем не менее молодой художник находился в постоянном поиске, не собираясь полностью примыкать ни к одной из существующих школ. Теоретические изыскания не отвлекали Филонова от художественного творчества: в послереволюционные годы он работал по 18 часов в сутки, добиваясь не только реализации, но и признания своего творческого метода. В 1923 г. он стал профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры, а еще два года спустя, обретя немало последователей, основал школу аналитической живописи в Петрограде. Правда, просуществовало это уникальное заведение недолго: в 1928 г. проект Филонова закрыли по указу правительства вместе со всеми частными культурными организациями, а его самого лишили права на выставку, запланированную в Русском музее на 1929-1930 годы. Тем не менее этот период стал едва ли не самым плодотворным в творчестве художника. Одну из наиболее известных картин этого времени – «Нарвские ворота» – до сих пор не могут единодушно осмыслить искусствоведы и критики, которых заводят в тупик загадочные образы: бородатый человек, стоящий на верху арки ворот, и свору зверей вокруг него, рвущуюся в разные стороны. Исследователи предлагали множество интересных толкований этого сюжета, но к согласию так и не пришли, а замысел художника остался «за кадром», хотя постичь смысл таинственных символических образов пытались многие, кто слышал о своеобразном художественном провидчестве Филонова: в конце 1930-х гг. тот занялся разработкой темы войны, которую не затрагивал со времен Первой мировой. Художник словно предсказывал свой конец: он ушел из жизни в самом начале блокады Ленинграда.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube