Мы в СМИ

19.06.2006

КОНТИНЕНТ СИБИРЬ (Иркутск): Особые условия для инвесторов в Сибири

Помимо природных ресурсов зауральских территорий, которые традиционно интересовали инвесторов, сегодня появилась еще одна особенность — высокий инновационный потенциал. Однако только государство может способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу. Поддержка правительства и региональных органов власти необходима как в подготовке законодательной базы, так и в плане непосредственного вложения бюджетных средств в инвестиционные проекты. Сегодня вложение средств в развитие сырьевых добывающих компаний самому региону приносит минимум дивидендов. В конце мая в Томске состоялась Межрегиональная конференция СФО, на которой обсуждались альтернативные инвестиционные проекты, одним из которых может стать инновационная деятельность. Однако риск при вложениях в инновации остается высоким. «Экономика превращается в сферу острой конкуренции отдельных корпораций, — говорит заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаил Рычев. — И передовой край этой конкуренции делает ставку на технологический, научный потенциал. Мы долгое время говорили и продолжаем говорить о том, что мы готовим лучшие в мире кадры, что эти кадры создают самые передовые технологии. Но объемы научно-технической продукции в целом не впечатляют. И если мы в ближайшие 10–15 лет не предпримем прорыва в этом направлении, то, я думаю, и Китай, и Индия, и целый ряд других активных игроков не оставят нам больших шансов». Большинство выступающих на конференции сошлось во мнении, что без участия государства привлечь инвестиции в сферу инноваций практически невозможно. Начальник управления контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Бескровный отметил, что основная проблема, которая возникает при подобном инвестировании, — отсутствие качественных проектов. «Проблема состоит в том, что наука не ориентирована на полезное использование того, что она делает, — сказал Александр Бескровный. — Бизнес не может применить те достижения, которые есть у научной сферы, потому что нет конкретных и понятных проектов. К тому же бизнес может браться за проекты, срок окупаемости которых составляет не более пяти-семи лет, а у науки горизонты реализации проектов — 10–15 лет». По мнению Александра Бескровного, решению проблемы может способствовать появление в процессе продвижения научных разработок еще одной важной ступени. В России необходимо организовать инновационные центры, которые должны обеспечить доведение разработок до такого состояния, когда они будут готовы к приему внешних инвестиций. Прикладные институты (инновационные центры) целесообразно создавать там, где высока концентрация вузов, НИИ. Базой могут быть те же инкубаторы, экономические зоны, технопарки. «Должен быть сформирован фонд прикладных исследований. Это недостающее звено. Его финансирование может быть государственным, либо смешанно-государственным», — сказал Александр Бескровный.

Льготная зона для бизнеса

Эффективным инструментом привлечения инвестиций в регионы должны стать особые экономические зоны (ОЭЗ). Подобные площадки успешно работают в других странах — Китае, Сингапуре, Европе. Однако копировать этот опыт Россия не намерена. «Мы вряд ли догоним третьи страны, двигаясь по тому же маршруту, по которому они идут уже значительное время, — сказал Михаил Рычев. — Шанс России там, где мы еще остаемся лидерами: мы умеем активно проходить фазу разработки и чуть хуже занимаемся массовым производством и маркетингом собственной продукции. Поэтому создавать надо, опираясь на нашу сильную сторону». Именно поэтому первыми в России будут внедрены исследовательские модели ОЭЗ, где объем производимой продукции в значительной степени будет состоять из услуг в высокотехнологичных областях. Первая особая зона технико-внедренческого типа уже начала работать на территории Томской области. В апреле была запущена северная площадка томской ТВЗ. В ТВЗ предполагается открытие научных, внедренческих подразделений российских и иностранных компаний. Там будет вестись работа управляющих компаний венчурных фондов по отбору инновационных проектов и их реализации. По своей сути ОЭЗ является площадкой для внедрения инвестиционных проектов не только в инновационной сфере, но и в проектах развития транспортной, жилищной, социально-бытовой инфраструктуры. Прогнозируемый результат реализации этого проекта — формирование уникальной деловой среды для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок. В распоряжении резидентов будет современная материально-техническая база для развития технико-внедренческой деятельности, развитая сеть услуг для инновационного бизнеса — консалтинговых, маркетинговых, юридических. «Сейчас администрации области совместно с агентством по управлению ОЭЗ и мировым банком обсуждают подходы по развитию инновационной инфраструктуры ТВЗ, эффективный доступ к финансовым ресурсам, к фондам прямых инвестиций, венчурным фондам, благоприятный режим предпринимательской деятельности, — говорит заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская. — Широкие возможности экспортного потенциала, доступ к профессиональным кадровым ресурсам, систематический обмен между компаниями — вот малая часть тех направлений, которые должны быть реализованы и над которыми мы сейчас работаем по ТВЗ». В ОЭЗ Томска сформирован ряд условий, которые призваны повысить интерес компаний к реализации наукоемких, высокотехнологичных проектов. Расчеты показали, что в ОЭЗ предприятия смогут экономить как минимум 25–30% издержек. Одним из факторов, снижающих инвестиционную предпринимательскую активность в стране, является высокий уровень административных барьеров. Специальный административный режим в ОЭЗ — режим «одного окна» — позволит резидентам быстро пройти все разрешительные процедуры, оформить необходимые документы на всех стадиях реализации проекта. Сократить стоимость инвестиционных проектов для резидентов еще на 8–12% позволит создание инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры за счет бюджетных источников всех уровней. Существенное значение имеют предусмотренные федеральным законодательством специальные налоговые и таможенные льготы. Кроме того, в феврале Государственная дума Томской области приняла закон о предоставлении дополнительных льгот на 10 лет по налогам на имущество, прибыль и транспортному налогу. «В Европе результаты после открытия подобных зон стали появляться спустя 10–15 лет. Но у нас другие стартовые условия, и наша задача — сократить этот срок до трех-пяти лет», — сказала Оксана Козловская. Крупные государственные проекты, стимулирующие инвестиционную деятельность относительно инноваций, сегодня реализуются и в других областях Сибирского региона. В Красноярском крае, например, создается Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, который должен обеспечить приток солидный инвестиций. В Томской области по итогам конкурса Минэкономразвития РФ недавно был создан региональный венчурный фонд. Из федерального и областного бюджетов было выделено по 30 млн руб. для его создания. Победитель тендера на управляющую компанию этим фондом — УК «Мономах» — должен привлечь в фонд еще не менее 60 млн руб.

Специальный фонд для высоких технологий

Российское правительство сегодня ориентирует экономику страны на структурные изменения. Такое смещение акцентов в экономической политике государства невозможно провести без привлечения значительных инвестиций в обновление основного капитала, перевода производственных мощностей на оборудование с использованием высоких технологий. Одним из способов формирования устойчивого интереса инвесторов к подобным проектам может стать государственно-частное партнерство, примером которого стало создание в России инвестиционного фонда из средств федерального бюджета. Его презентация состоялась в Москве в середине мая этого года, возможности фонда были представлены и на Межрегиональной инвестиционной конференции СФО. Механизм работы инвестиционного фонда имеет ряд особенностей. Во-первых, инвестиционные проекты будут финансироваться исключительно на условиях софинансирования с частным сектором. Это подразумевает четкое распределение обязательств по выполнению проекта между государством и частным инвестором, а также полный контроль процесса с обеих сторон. Во-вторых, фонд отличается гибкостью использования средств в течение года. Это дает возможность начать реализацию проекта в любой момент, независимо от ограничений, накладываемых бюджетными процессами. В-третьих, клиенты фонда могут переносить неиспользованные остатки средств на следующий год. По словам заместителя начальника управления инвестиционного анализа Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаила Перевозова, средства инвестиционного фонда России будут направляться на поддержку крупных проектов, связанных прежде всего с социально-экономическим развитием. Например, в части создания и развития инфраструктуры (автодороги, железные дороги, связь, линии электропередач и прочее) и элементов национальной инновационной системы, обеспечения и реализации национальных преобразований. За счет средств фонда можно будет финансировать разработку проектной документации инвестиционных проектов, в том числе технико-экономического обоснования и структурирования самой сделки. Согласно одобренному правительством РФ конструктивному финансовому плану на 2006–2008 годы, годовой объем фонда составляет: в 2006 году — 69,7 млрд руб., в 2007 году — 95,8 млрд руб., в 2008 году — 91,4 млрд руб. Кроме того, правительство вправе предусмотреть дополнительные ассигнования на увеличение объема фонда, например, если прогнозируемый на следующий год размер фонда не покрывает выданные обязательства. Инвестиционный фонд может оказывать поддержку в разных формах. Во-первых, это финансирование на договорных условиях инвестиционного проекта. Во-вторых, направление средств в основной капитал юридических лиц при их создании. В целях распределения рисков между государством и частным сектором в положении об инвестиционном фонде предусмотрено, что участие частного сектора в инвестиционном проекте должно составлять не менее 25%. В-третьих, предоставление государственных гарантий, которые могут покрывать не более 60% кредитов. «Отбор на предоставление государственной поддержки в инвестиционном фонде будет производиться по качественным и количественным критериям, — говорит Михаил Перевозов. — Один из важных критериев — наличие на этапе подготовки проекта частного партнера и положительного заключения по инвестиционному проекту инвестиционного консультанта».

Барьеры на пути к «дешевым» инвестициям

Развитию финансового рынка в Сибири, как и в России в целом, по мнению большинства экспертов, мешает отсутствие эффективного законодательства, которое способно защитить права инвестора и убрать лишние барьеры для выхода на рынок капиталов. Существенно изменить ситуацию призвана Стратегия развития финансового рынка, по которой сегодня работает ФСФР РФ. По мнению руководителя регионального отделения ФСФР в Сибирском федеральном округе Евгения Снегирева, в результате реализации стратегии рынок капиталов будет доступен большинству региональных компаний, повысится его капитализация, в том числе за счет увеличения числа компаний, проводящих первичное размещение своих бумаг на биржах. «Наш финансовый рынок — очень узкий и манипулятивный, — говорит начальник управления контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Александр Бескровный. — То, что сейчас происходит падение индексов, связано как раз с этим. Сегодня мы понимаем, что новые эмитенты могут появиться только в регионах». Практика привлечения акционерными обществами инвестиций с помощью облигаций для Сибири пока редкое явление, чему есть объективные причины — размер уставного капитала, масштаба производства, привлекаемых ресурсов и необходимых издержек, связанных с размещением облигационного займа. «Реально разместиться на бирже нормальная средняя компания сегодня может лишь за рубежом, — говорит начальник департамента инвестиционных проектов ИФК «Метрополь» Алексей Чернов. — Российские компании нужно к этому готовить: чтобы получить «дешевое« финансирование, нужно стать прозрачным — показывать обороты и так далее. У работающего предприятия должна быть длительная история финансовой отчетности, стратегия развития. После приватизации было образовано около 200 тысяч ОАО, и только 1% из них действительно может воспользоваться этими инвестициями». По словам руководителя ЗАО «Сибирская аграрная группа» (в апреле зарегистрирован дебютный облигационный заем с целью получения «дешевых» ресурсов) Андрея Тютюшева, его компании пришлось преодолеть целый ряд трудностей. Сумма эмиссии займа ЗАО «САГ» составила 400 млн руб., планируемый срок обращения — три года. В результате аукциона процентная ставка первого купона была установлена в размене 11,5% годовых. «Я считаю, что данная ставка справедлива. К тому же она была получена на фоне крайне тяжелого рынка, в условиях снижения всех финансовых показателей. Приобретенные средства пойдут на инвестиции и, соответственно, на реструктуризацию кредитного портфеля, — говорит Андрей Тютюшев. — Привлечение финансирования через выпуск облигаций означает, что компания не зависит от какого-либо одного, двух, трех банков кредиторов. А как следствие — существенно возрастает возможность привлечения кредитных средств». Первая проблема, с которой сталкивается средняя региональная компания при размещении облигаций, — выбор организатора. Чем он крупнее, тем увереннее проходит размещение. Однако, по словам Андрея Тютюшева, банки первой пятерки начинают вести переговоры, если речь идет как минимум о миллиардном займе. «Трудности возникают и по установлению, прогнозированию ставки привлечения, продолжает руководитель ЗАО «САГ«. — Процесс этот долгий — от трех-шести месяцев, в зависимости от состояния документации. И спрогнозировать, какая ставка будет на выходе, трудно». Но самым сложным барьером, преодолеть который могут немногие компании, является необходимость полного раскрытия информации. Выходу средних компаний на биржу с облигациями препятствуют и биржевые правила, которые составлены в интересах крупных компаний. По словам заместителя директора департамента фондового рынка ММВБ Дмитрия Ивакина, в 2006 году в рамках развития сектора IРО на бирже начат процесс создания специальных условий для инвестирования растущих компаний и облегчения процедуры для инновационных компаний. В рамках торгово-расчетной группы будет создан сектор с облегченными требованиями по капитализации, ликвидности, по доле акций в свободном обращении и так далее. Чтобы сделать этот сектор привлекательным для инвесторов, биржа планирует ввести механизм защиты — экспертный совет, который обеспечит дополнительное раскрытие документов эмитентов. «Мы готовы сотрудничать в том числе и с компаниями с небольшой капитализацией, — говорит Ивакин. — Но важно, чтобы компании были прозрачны для инвесторов».

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube