Мы в СМИ

30.03.2009

ТРУД: 100 миллиардов для ВАЗа

София Зырянова

Сегодня председатель правительства Владимир Путин приезжает на «АвтоВАЗ», чтобы лично рассказать о мерах поддержки главного отечественного автоконцерна. Руководство завода с оптимизмом смотрит в будущее и рассчитывает получить на поддержку предприятия от 30 до 100 млрд. рублей.

С начала кризиса власти отчаянно пытаются спасти волжский автогигант, вот лишь некоторые из мер: повышены пошлины на иномарки, субсидирована ставка по кредитам на покупку российских машин, завод обеспечен госзаказом. Однако все пока напрасно, «Жигули» по-прежнему продаются плохо - спрос на них в январе-феврале снизился почти на 40%, складские запасы прошлогодних автомобилей составляют уже около 90 тысяч, в связи с чем завод перешел на неполную рабочую неделю. Долги предприятия продолжают расти, достигнув почти 50 млрд. рублей.

Кризис парализовал не только автосборочное предприятие в Тольятти, в тяжелом положении оказались многие смежные отрасли - металлургия, нефтехимия и другие. Государство, конечно, не заинтересовано в том, чтобы без работы осталось сразу несколько сотен тысяч человек, которые заняты в этих отраслях.

В конце прошлой недели Владимир Путин на встрече с вице-премьером Игорем Сечиным и главой Минфина Алексеем Кудриным заявил: «Положение в отраслях, связанных с производством машин, серьезное, сложное и требует дополнительного внимания правительства». В самом кабинете министров существуют «разные точки зрения на то, какие меры являются эффективными для ВАЗа». Окончательное решение о мерах по спасению предприятия Путин озвучит сегодня.

Сам «АвтоВАЗ» просит у правительства как минимум 30 млрд. рублей: как подсчитал президент автоконцерна Борис Алешин, 14 млрд. рублей пойдет на погашение долгов перед поставщиками, остальное - на поддержание текущей деятельности. А чтобы предприятие окончательно преодолело кризис, денег надо значительно больше - 95 млрд. рублей. Часть средств из этой суммы пойдет на создание двух новых автомобилей (один на базе Renault RF90, другой – класса С). Алешин уверен, что без 100 млрд. рублей все меры, принятые государством ранее для поддержки предприятия, окажутся просто бессмысленными.

Сколько именно денег правительство рискнет инвестировать в тольяттинский автоконцерн, пока неизвестно. Но то, что положительного эффекта от уже выделенных правительством миллиардов нет, это факт. Продажи вазовских моделей в начале года показали результаты хуже, чем продажи иномарок.

«Можно, конечно, сделать скидку на то, что субсидирование процентных ставок по кредитам заработает только на этой неделе, а в январе-феврале продавались прошлогодние иномарки (их завезли по еще не повышенным пошлинам) по спецпредложениям и спецкурсам валют, и вскоре отечественные авто будут продаваться по более низким ценам. Однако все, кто хотел приобрести машину, это уже сделали, а к лету желающих купить авто практически не останется», - уверен аналитик Михаил Пак из ИФК «Метрополь».

И даже если субсидирование кредитных ставок заработает в полную силу (господдержка позволит сэкономить 30-40 тыс. рублей для 140 тыс. покупателей), для завода эта мера - капля в море. «Субсидирование процентных ставок стимулирует спрос на покупку около 100 тыс. автомобилей, для нас это полтора месяца работы», - пояснил «Труду» Николай Карагин, председатель профсоюза «АвтоВАЗа».

Не спасет предприятие и госзаказ на поставку легковых машин для МЧС, МВД и чиновников. «Даже если мы выиграем весь конкурс на поставку авто для госнужд, то есть получим заказ на 35 млрд. рублей, это загрузит завод работой всего на несколько месяцев», - говорит Карагин. Даже при максимальном раскладе ВАЗ будет обеспечен работой всего на пять месяцев, а дальше - опять неизвестность.

Прямая речь

Сергей Целиков, генеральный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ»:

- Спасать «АвтоВАЗ», конечно же, надо, хотя бы с точки зрения промышленной безопасности страны. Ведь сборка иномарок на предприятиях западных концернов очень локализована и не задействует смежные отрасли так, как делает это «АвтоВАЗ». Поэтому если не предпринять меры сейчас, то будет угроблена целая отрасль. Без средств к существованию останется почти миллион рабочих, занятых непосредственно на заводе и смежных предприятиях, и их семьи, а это уже 2-3 млн. человек и практически все население Тольятти, Димитровграда, Сызрани и Балаково. Лишатся заказа металлургическая отрасль, нефтехимия и так далее. Но одна какая-то мера или очередное вливание денег в предприятие не помогут. Конечно, сначала надо дать им 25-30 млрд. рублей на ликвидацию кассового разрыва и расчета с поставщиками. Сегодня из-за неплатежей почти все поставщики «АвтоВАЗа» - полубанкроты.

Дальше нужно заниматься стимулированием спроса. Но не так, как в Германии, где за утилизацию старой машины дают 2 тысячи евро, а через банки. Если разница в цене между самой дешевой иномаркой и «Ладой» достигнет 40-50%, то российские машины станут покупать и за наличные, и в кредит. И, конечно, надо заставить руководство «АвтоВАЗа» больше не повышать цены. Тогда людям будет выгоднее нести деньги в автосалон, чем отдавать их на съедание инфляции.

ВАЗ продолжает работать

На «АвтоВАЗе» работают около 110 тысяч человек. Средняя заработная плата по предприятию составляет 14 658 рублей. В связи с кризисом со 2 февраля 2009 года на предприятии введен следующий режим работы: 4 дня в неделю в две смены с 6-часовой продолжительностью рабочего дня (зарплата сотрудников завода в это время - 2/3 оклада). Это позволило предприятию не допустить массовых увольнений сотрудников, несмотря на серьезное падение спроса на автомобильную продукцию в России.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube