Мы в СМИ

29.01.2004

Ежедневная деловая газета «Ведомости»

«Альфа» выиграла... Группа Михаила Фридмана будет управлять «Шереметьево» 

Илья Хренников, Дмитрий Симаков, Андрей Лемешко

 

Михаил Фридман добился своего: управлять международным аэропортом «Шереметьево» будет «Альфа-групп». Правда, для этого компании «Альфа-Шереметьево» пришлось бороться на тендере с сильным противником - альянсом «Аэрофлота», НРБ и французской Vinci. Теперь «Альфе» предстоит непростая задача наладить отношения с главным авиаперевозчиком страны. 100% акций ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» принадлежат Минимуществу. В 2003 г. «Шереметьево» обслужило 11,5 млн пассажиров. По прогнозам менеджмента аэропорта, по итогам 2003 г. выручка «Шереметьево» составит около 3,8 млрд руб., чистая прибыль - 700 млн руб. Участвовать в тендере могла российская компания, имевшая на 1 января 2003 г. (с учетом средств учредителей) не менее 15 млрд руб. собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Те же требования предъявлялись и к финансовым показателям банка, выдавшего претенденту гарантию в 1 млрд руб. на случай возможного ущерба от его действий. Финансовые показатели должны быть заверены аудитором из «большой четверки». Претендентам надлежало описать в заявках опыт компании и ее «ключевого персонала» в составлении и реализации антикризисных программ, управлении аналогичным по масштабу предприятием и реализации крупных инвестпроектов. Эти данные чиновники оценивали по 25-балльной шкале. Победителем признавалась та компания, которая наберет наибольшую сумму баллов. Президент «Альфа-групп» Михаил Фридман первым проявил серьезный интерес к «Шереметьево» в апреле прошлого года, направив премьер-министру Михаилу Касьянову просьбу отдать аэропорт в управление компании «Альфа-Эко». Но практически сразу же о похожем желании объявил и Национальный резервный банк, и правительство решило провести тендер. К тому же ряды интересующихся аэропортом пополнили АФК «Система», аргентинская Aeropuertos Argentina 2000 и группа «Ист Лайн». Условия выбора управляющей компании утвердил премьер-министр и совет директоров МАШ, и 17 ноября был объявлен тендер. Роль тендерной комиссии выполнял совет директоров «Шереметьево», состоящий из госчиновников. У компании «Альфа-Шереметьево», представляющей «Альфа-Эко», оказался только один реальный соперник - ООО «Интер-терминал» представлял консорциум «Аэрофлота» (40,05%), Национального резервного банка (40,05%) и французского строительного концерна Vinci. Заявки ООО «Спецпроектинвест», представлявшего Межпромбанк и «Ингосстрах», и фирмы ЗАО «Управляющая компания «Имбера», представлявшей интересы некоторых акционеров банка «ЦентроКредит» и близких к ним компаний, совет директоров «Шереметьево» отклонил. Как сообщили чиновники, «Имбера» не смогла предоставить выписки из банка с указанием оборотов по расчетным счетам претендента или его участников. Кроме того, размер ее уставного капитала не дотянул до требуемых 55 млн руб. А заявка «Спецпроектинвеста» отклонена из-за того, что активы Межпромбанка на 31 декабря 2002 г. были менее 60 млрд руб. - всего 46,8 млрд руб. Компании не помогло даже решение мирового судьи Дзержинского районного суда Новосибирска, обязавшего совет директоров «Шереметьево» допустить «Спецпроектинвест» к конкурсу. Как объяснил председатель совета директоров замминистра экономразвития Юрий Исаев, совет вчера подал апелляцию на решение новосибирского судьи и поэтому заявку «Спецпроектинвеста» не рассматривал. «Юридически наша позиция безупречна», - уверен Исаев. На определение победителя у девятерых чиновников вчера ушло полтора часа. «Альфа-Шереметьево», по словам Исаева, набрало 595 баллов из 900 возможных, а «Интер-терминал» - 528. Он отказался говорить, как распределились баллы претендентов по критериям и как именно голосовали чиновники. Но один из членов совета пояснил «Ведомостям», что «Альфа-Шереметьево» получила небольшое преимущество по каждому из критериев. «Видимо, опыт «Альфа-групп» в приватизации госсобственности перевесил опыт аэропортовой деятельности, который есть у нас и наших партнеров», - иронизирует член совета директоров «Аэрофлота» Лев Кошляков. «Это совершенно честная и справедливая победа, - уверен гендиректор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский. - Мы очень серьезно готовились к конкурсу и по всем критериям превосходили конкурентов». Впрочем, «засучив рукава, входить в ситуацию и исправлять ее» компания начнет после утверждения итогов конкурса, говорит Барановский. По словам Исаева, договор с победителем должно утвердить собрание акционеров «Шереметьево», которое правительство созовет в ближайшее время. Межпромбанк пока не решил, оспаривать ли итоги тендера, говорит руководитель пресс-службы банка Филипп Ильин-Адаев. Но он утверждает, что ни банк, ни его структуры не причастны к разбирательству в новосибирском суде. А проигравшая компания не будет оспаривать итоги тендера. «Мы считаем неэтичным судиться с правительством, - заявил основной владелец НРБ и член совета директоров «Аэрофлота» Александр Лебедев, - хотя правительство сделало нам [акционерам «Аэрофлота»] подножку. Нет ничего вреднее, чем лишить ведущую авиакомпанию базового аэропорта». По словам Барановского, цель «Альфы» - превратить «Шереметьево» в аэропорт европейского класса А. Но оппоненты в это не верят. «Их [» Альфы»] главная цель - извлекать любым способом прибыль, в первую очередь за счет базирующихся в аэропорту авиакомпаний», - говорит Лебедев. «Надеюсь, они не будут добиваться своих целей, приглашая много чартерных перевозчиков и увеличивая тарифы для авиакомпаний», - добавляет Кошляков. «Основная задача выполнена - аэропорт перешел в частные руки, и у него появилась возможность избавиться от тех проблем, которые он испытывал, находясь в руках государства», - говорит аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев. Он полагает, что «Аэрофлот» и «Альфа-Шереметьево» смогут найти общий язык по поводу строительства нового терминала, а частный управляющий сумеет «поднять аэропорт до уровня «Домодедово» или даже выше». «Аэрофлот» же, по мнению Нуштаева, от этого только выиграет. Аналитик «Проспекта» Алексей Зайцев считает, что победа альянса «Аэрофлота» и НРБ была бы более логичной - для них это профильный бизнес. А перевес «Альфы», по его мнению, отражает ее большие лоббистские возможности. Но с другой стороны, передача «Шереметьево» в управление «Аэрофлоту» противоречила бы политике Минтранса по разделению авиакомпаний и аэропортов, напоминает аналитик.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube