Мы в СМИ

25.11.2002

Ежедневная газета «КоммерсантЪ»

«Автодизель» выполнит указание правительства

КоммерсантЪ 

Крупнейший российский производитель дизельных двигателей для грузовых автомобилей «Автодизель» (Ярославль) в следующем году собирается завершить разработку двигателя, отвечающего международному техническому стандарту «Евро-3». Как сообщает агентство «Прайм-ТАСС», разработка двигателя ведется в рамках рассчитанной до 2008 года программы развития дизельного автомобилестроения.

Программа является частью принятой российским правительством летом этого года концепции развития отечественного автопрома до 2010 года. В частности, она предусматривает, что на территории России нельзя будет зарегистрировать транспортное средство, не отвечающее нормам «Евро-3», с 2006 года. Зато такие нормы уже действуют в странах Европейского Союза и Восточной Европы. Поэтому пока поставлять туда российские машины можно, только если на них установлены иностранные дизели. Если «Автодизелю» удастся поставить в производство дизель «Евро-3», то в России появится уже две компании, способные предложить двигатели этого стандарта. Раньше о намерении наладить выпуск своих двигателей «Евро-3» заявляли руководители КамАЗа.

О планах автопроизводителей по организации производства и сбыта в России – «Коммерсантъ» под рубрикой «тенденции».

Завод нулевого цикла. Производство автомобилей в России легче построить, чем купить

Усиливается проникновение иностранных автопроизводителей в Россию. Сразу две крупнейшие мировые компании, Ford и General Motors, запустили здесь свои производства и вступили в борьбу за быстрорастущий российский рынок. Но сами российские автокомпании иностранцам не нужны. Поэтому, чтобы выжить, автозаводы стараются побыстрее наладить у себя совместное производство лицензионных автомобилей или комплектующих.

Автоглобалисты

Укрупнение автомобильных компаний идет в течение всего времени их существования с начала XX века. Если в 1920-е годы в каждой индустриально развитой стране насчитывалось по нескольку десятков мелких, но независимых производителей, то уже к середине века их список сильно поредел. Сейчас в мире независимыми можно назвать лишь около 20 автомобильных компаний. Причиной этого является большое влияние эффекта масштаба на себестоимость производства машин. По прогнозам, через пару десятилетий число мировых автопроизводителей может сократиться до четырех.

Россия не осталась в стороне от мировых тенденций. В течение 2000-2001 годов практически вся автомобильная промышленность страны была разделена между четырьмя группами. Крупнейшей из них по объему производства является АвтоВАЗ. Эта компания и связанные с ней «Рослада» (г. Сызрань, Самарская обл.) и «Ижмаш-Авто» выпустили в прошлом году 873,21 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что составило почти 70% от всего российского производства машин. Контроль над АвтоВАЗом принадлежит группе бывших менеджеров, в первую очередь председателю совета директоров Владимиру Каданникову и члену совета Алексею Николаеву. Эта группа почти не покупает другие автозаводы. Кроме «Ижмаш-Авто», который помимо ВАЗ-2106 выпускает машины «Иж», все автозаводы группы собирают только вазовские модели, снятые с основного конвейера Волжского автозавода в Тольятти. Благодаря такой политике АвтоВАЗ наращивал производство и обновлял модельный ряд, не прекращая выпуска морально устаревших, но дешевых и популярных моделей.

Вторым по объему производства стал созданный Олегом Дерипаской и акционерами «Сибнефти» холдинг «Руспромавто». Его основным автомобилестроительным активом является ГАЗ, чей контрольный пакет был скуплен в течение осени 2000 года. Еще «Руспромавто» принадлежат контрольные пакеты акций завода большегрузных автомобилей «Урал» (г. Миасс, Челябинская обл.), Павловский, Ликинский, Голицынский и Курганский автобусные заводы, а также ряд моторных заводов и предприятий строительно-дорожного машиностроения. В прошлом году предприятия холдинга произвели 201,8 тыс. автомобилей и автобусов (16% российского производства).

Третьей является компания «Северсталь-Авто» (интервью с ее гендиректором Вадимом Швецовым см. на этой странице), объединяющая Ульяновский автомобильный (УАЗ) и Заволжский моторный заводы. «Северсталь» приобрела контроль над этими предприятиями в конце 2000-го -- начале 2001 года и потом довела свою долю в них почти до 100%. УАЗ выпускает внедорожники, а также легкие грузовики и микроавтобусы с повышенной проходимостью. В 2001 году объем их выпуска составил чуть больше 71 тыс. (5,7% в общероссийском производстве автомобильной техники).

Четвертым можно назвать ОАО КамАЗ (г. Набережные Челны, Республика Татарстан). После реструктуризации в 2000-2002 годах кредиторской задолженности завода Российская Федерация контролирует КамАЗ вместе с государственными Внешторгбанком и Сбербанком. Им принадлежит соответственно 34,01%, 19,41% и 2,82% акций КамАЗа. Завод занимает около половины рынка большегрузных автомобилей в России (делит его с Минским автозаводом и «Уралом») и наряду с АвтоВАЗом выпускает «Оку», единственный отечественный легковой автомобиль класса «А». В 2001 году КамАЗ произвел почти 60 тыс. автомобилей (из них 37,8 тыс. легковых), что составляет около 4,8% российского производства.

Обособленными в России остались только пользующиеся поддержкой московских властей ОАО «Москвич» и АМО ЗИЛ. Но в этом году «Москвич» полностью прекратил производство автомобилей. А производство ЗИЛа постоянно падает.

Следует отметить, что консолидация автозаводов идет не только в России. Две недели назад российская компания АвтоЛАЗ, владеющая 75% акций Львовского автобусного завода, заявила о намерении создать на основе ЛАЗа автомобилестроительную группу. Помимо автобусов она должна выпускать и грузовики.

Российский рынок признан уникальным

Пока почти весь российский авторынок контролируют традиционные российские производители, оставшиеся с советских времен. Если всего в России в 2001 году было произведено 1,25 млн автомашин, то импорт новых иномарок составил лишь около 90 тыс. Но иностранные автокомпании тоже хотят получить свою долю на российском рынке. Некоторые из них уже построили в стране свои производства. Это завод Ford в Ленинградской области и СП «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти. Менеджер по маркетингу и связям с общественностью General Motors CIS Павел Видэл считает Россию наряду с Китаем «уникальным рынком по количеству продаваемых машин и перспективой быстрого увеличения числа автомобилей на тысячу жителей. Поэтому любая компания, претендующая на мировое лидерство, должна инвестировать в эти страны». В этом году СП планирует продать около 450 Chevrolet-Niva.

Ford с октября продает собранные в Ленинградской области Focus. В этом году планируется продать около 2 тыс. собранных в России Focus. «Строительство нашего завода в России -- это стратегическое решение совета директоров компании в 1994 году. Тогда Россия была отнесена к так называемым рынкам стратегического роста вместе с Индией и Китаем,-- поясняет менеджер Ford по связям с общественностью Оксана Хартонюк.-- В России производится около 1,2 млн автомобилей, ввозится примерно 100 тыс. новых иномарок и 600 тыс.-- подержанных». Так, в 2003 году Ford предполагает произвести и продать в нашей стране около 8 тыс. Focus.

Большие надежды

Представители российских автозаводов разделяют мнение иностранных специалистов о блестящих перспективах российского автомобильного рынка. По прогнозам Министерства промышленности, науки и технологии РФ, к 2010 году продажи новых автомобилей в России достигнут 2,5-2,8 млн (в 2001 году они составили около 1,6 млн). Но продавать российские автомобили становится все труднее. ГАЗ сокращает производство легковой «Волги» с момента перехода завода под контроль «Руспромавто». Если в 2000 году их было собрано примерно 90 тыс., то в 2001 году -- 80,6 тыс. Представители завода не раз заявляли, что тенденция к снижению производства легковых автомобилей ГАЗа связана с сокращением спроса на них. Еще большие проблемы со сбытом испытывает АвтоВАЗ. В октябре и ноябре завод на две недели останавливал сборку автомобилей из-за затоваривания. Из-за этого предполагаемое снижение объема производства в 2002 году составит 40-50 тыс. автомобилей и составит 720-730 тыс. вместо собранных в 2001 году 786 тыс. и первоначально запланированных на 2002 год 772 тыс. Гендиректор Виталий Вильчик считает, что снижение спроса на «Жигули» объясняется большим количеством ввезенных в страну подержанных автомобилей (около 600 тыс. в этом году).

По мнению старшего аналитика ИК « Метрополь « Андрея Беспалова, проблема сбыта отечественных автомобилей скорее связана с их низким качеством. «Российские автогенералы прекрасно понимают, что продукция их заводов будет конкурентоспособна только ближайшие пять-шесть лет,-- поясняет он.-- А проблему технологического отставания нельзя решить просто покупая оборудование, даже за большие деньги. Здесь необходимы новые технологии управления и новые конструкторские мысли». И единственным способом получить их является покупка лицензий на выпуск иномарок или создание совместных производств. В этой связи господин Беспалов положительно оценивает отказ правительства поднять базовую ставку ввозной пошлины на легковые автомобили с 25% до 35%: «Это ставит наши автозаводы перед лицом жесткой конкуренции и заставляет их идти навстречу иностранным компаниям».



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube