Мы в СМИ

28.12.2006

КУЛЬТУРА: Лев-отшельник

Павел Филонов и другие в проекте «Очевидец незримого»

Александр Панов

Выставка «Павел Филонов. Очевидец незримого», переехавшая в Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина из Русского музея, где ее открытие в июле было приурочено к саммиту «большой восьмерки», уже значима как самая полная на сегодня ретроспектива самого оригинального и загадочного мастера русского авангарда. Тем более что предыдущая «персоналка» классика происходила еще в 1988 году, так что «старожилы» не припомнят, а молодые искусствоведы вообще толком не знают его работы, основной корпус которых томится в запасниках ГРМ, переданных туда по воле автора его сестрой. И тем более что выставку сопровождает 400-страничный академический каталог, в котором «альбомно-сувенирный» размах иллюстраций уравновешен исследовательскими статьями и новой атрибуцией многих вещей. Так что инициатива Русского музея, поддержанная компанией «Proactive PR» (генеральным партнером столичных гастролей стала еще группа компаний «Метрополь»), могла бы считаться лучшим проектом года в сфере истории искусства, если бы этой сферой и ограничилась . Но для пущего размаха к экспозиции подключились и дизайнеры, и музыканты, и ученые-технари, и даже представители contemporary art. Получился внушительный синтетический Gesamtkunstwerk - эффектный и пафосный в Петербурге, слегка скукоженный и лаконизированный в Москве, - за которым стала, однако, теряться фигура самого виновника торжества, Павла Николаевича Филонова. Аскета-отшельника, чуждого публичных коммерческих эффектов, углубленного в себя мыслителя, создавшего философию «аналитической живописи», художника-пророка, в самом деле готового если не переделать, то переосмыслить мир средствами искусства. В Петербурге сложнейшие картины-формулы Филонова, в которых реальность жестко и жестоко расщепляется до мельчайших кристаллов, с тем чтобы заново воскреснуть обновленной (художник предрекал грядущий «мировой расцвет» на руинах урбанистическо-буржуазной цивилизации и как бы иллюстрировал его в своих работах, к которым относился как к живым существам, развивающимся по органическим законам) - так вот эти картины-иконы, картины-лабиринты, картины-криптограммы на выставке в ГРМ вывесили в абсолютно темном зале, подсветив их так, что превратились они в яркие, таинственно мерцающие, но абсолютно декоративные витражи. Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС (»Александр Николаевич Скрябин»). Эту адскую машину инженер Евгений Мурзин придумал еще в 1938-м, и цель ее - конвертировать изображение в звук. Рисунок «сканируется», и в итоге конкретные сочетания черного и белого на листе бумаги «переплавляются» в монотонное ржавое скрежетанье. Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего «Пропевня о проросли мировой» (так называлась его книга 1915 года). Ну и наконец самый ударный момент выставки «Очевидец незримого» - hommage-проект «Монумент утопии» художника-концептуалиста Вадима Захарова. Он выстроил увеличенную до трех метров модель детской игрушки, фигурки льва, выкрашенной в синий цвет. Лев кланяется, крутится на шарнирах, то приседает, то кивает головой и при этом читает автобиографию Филонова. То есть это взгляд на художника-демиурга, на полного внутренней убежденности Автора, на профета эпохи модернизма из шутовского постмодернистского настоящего. Своего рода вызов современника своему символическому отцу, хоть и сделанный с достоинством и пиететом. Сейчас в Москву привезли и льва, только поставив его на улице прямо перед входом в Музей личных коллекций, и синтезатор АНС, старательно запрятав его на спиральный второй этаж над открытым атриумом. А залы автор нового дизайн-проекта Борис Мессерер затемнять не стал, и работы Филонова развешаны по-классически просто, без всяких модных экспериментов. Лишь в самом атриуме парят в воздухе в стальных рамах-каркасах двухметровые полуабстрактные холсты-панно «Формула периода 1904 по июль 1922» и «Формула весны и действующие силы». То есть в столице к творчеству Филонова отнеслись вроде бы с большим пиететом, желая предоставить его самому себе – насколько это возможно в рамках концептуального питерского проекта. Но вот только теперь получилось слишком скучно. Да и тесно Филонову в новом здании МЛК, не предназначенном, как оказалось, для гала-экспозиций. Неуютно ему ни в кафельно-золоченых интерьерах Атриума, ни в крошечных залах, предназначенных, скорее, для графики. И планировалась выставка прежде в главном корпусе ГМИИ, но торжественный Белый зал отдан под любимую игрушку директора и столичной интеллигенции - Декабрьские вечера». А в этом протокольном мероприятии Филонов, духовный революционер, по-своему понявший и принявший события 1917 года, в самом деле неуместен. Так что, пожалуй, событием в истории искусства и музейного дела проект «Очевидец незримого» не стал, как стало ясно с началом его московской «сессии». Но за размах, амбициозность и фантазию Русскому музею надо все-таки сказать «спасибо»!



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube