Мы в СМИ

27.04.2011

КоммерсантЪ: Резиденты под укрытием

Елена Иванова

В казанском ИТ-парке открылся первый в России специализированный бизнес-инкубатор для проектов в сфере информационных технологий. Вчера на его площадях начали работу первые резиденты. Они намереваются уже в этом году получить прибыль, отмечая, что рассчитывать на нее позволяют условия аренды, которые в инкубаторе на порядок выгоднее, чем вне его. Эксперты отмечают, что «выживаемость» предприятий в инкубаторах выше почти втрое.

Вчера в казанском ИТ-парке в присутствии министра связи и массовых коммуникаций России Игоря Щеголева, президента Татарстана Рустама Минниханова, премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова и его заместителя — министра информатизации и связи Татарстана Николая Никифорова открылся бизнес-инкубатор на 20 компаний (120 рабочих мест). Его первыми резидентами стали компании «Эффективно.рф» (автоматизированная модель оценки эффективности и компетенций муниципальных служащих), SpeakTo (видеосервис дистанционного обучения), «Автодория» (система контроля за соблюдением правил дорожного движения), 10tracks.ru (система хранения и дистрибуции музыкального контента), Plusner (интернет-сервис рассылки сообщений). Они были отобраны из 11 претендентов по конкурсу, который состоялся 18 апреля под личным руководством Николая Никифорова. При выборе стартапов учитывались уникальность проекта, уровень его проработанности, рыночный потенциал и наличие либо отсутствие инвестора. В течение года ИТ-парк проведет еще три конкурсных отбора и полностью загрузит инкубатор.

 Татарстанский ИТ-парк был открыт в октябре 2009 года в рамках программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Объем инвестиций в казанский ИТ-парк составил 2,9 млрд руб. Согласно данным сайта ИТ-парка, в настоящее время он имеет лишь 12 резидентов из 80 запланированных. Они арендуют только 2,5 тыс. кв. м площадей из 32 тыс. кв. м (включая гостиницы, инвестиционно-венчурный модуль, учебно-демонстрационный центр).

Согласно бизнес-планам первых резидентов инкубатора, каждый из них надеется уже в этом году прилично заработать на своих проектах. Например, «Автодория» в 2011 году рассчитывает продать свой продукт на 11,6 млн руб., а к 2014 году увеличить объемы выручки до 280 млн руб. Как рассказал „Ъ“ директор «Эффективно.рф» Владимир Кутилов, компания вложит в дело около $500 тыс. собственных средств, при этом они должны окупиться в этом же году. «Мы рассчитали так, чтобы наши средства окупались сразу же по мере их вложений»,— рассказал он „Ъ“. По словам директора Plusner Евгении Палей, ее компания привлекла средства частного инвестора в размере 1,4 млн руб., полагая, что они окупятся уже к ноябрю этого года.

Бизнес-инкубатор в ИТ-парке стал первым в России специализированным инкубатором для компаний информационной отрасли. Его резиденты получают по шесть оборудованных рабочих мест, а также бухгалтерские, юридические и другие консультационные услуги. Стоимость размещения одной команды в бизнес-инкубаторе составляет 6 тыс. руб. в месяц. Максимально возможный срок размещения в инкубаторе — три года.

По словам Владимира Кутилова, развитие проекта вне инкубатора потребовало бы затрат, в несколько раз превышающих стоимость аренды в ИТ-парке. «Аренда офиса класса Б на шесть человек, наличие секретаря, обслуживание телефонной связи и интернета обошлось бы нам в 40 тыс. рублей в месяц. Кроме того, право пользования серверной инфраструктурой и каналами связи стоит порядка 100–200 тыс. рублей. Мы же получили все это за 6 тыс. в месяц»,— рассказал он.

На открытии министр Щеголев пожелал резидентам, чтобы «статистика этого бизнес-инкубатора отличалась от статистики других российских инкубаторов». Он не пояснил свое высказывание, отметив только, что «далеко не каждое начинание превращается в серьезный бизнес-проект». «Желаю вам, чтобы ваш срок пребывания здесь был максимально коротким»,— сказал он. Рустам Минниханов был более оптимистичен. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил: «Пока еще не было такого, чтобы мы что-то открывали и это не работало».

Аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова сказала „Ъ“, что выживаемость проектов, выращенных в бизнес-инкубаторах, достаточно высока. «Если в течение трех лет после самостоятельного старта выживают не более 30% малых предприятий, то „выживаемость“ бизнес-инкубаторских предприятий составляет более 85%,—отмечает она.— То есть, поддержка в бизнес-инкубаторе позволяет почти в три раза увеличить число успешных проектов».

С ней согласился директор по развитию департамента корпоративных финансов ИФК «Метрополь» Максим Розенблит. «Нельзя назвать наши бизнес-инкубаторы неэффективными. Стартапы либо умирают в самом бизнес-инкубаторе, либо выходят из него жизнеспособными»,— сказал он „Ъ“.

По мнению господина Розенблита, казанский бизнес-инкубатор «вряд ли будет чем-то отличаться от остальных». «От администрации инкубатора мало что зависит, ведь они не вмешиваются в бизнес-процесс резидентов. Если в Казани найдутся достойные стартаперы, то проекты пойдут, если нет, то бизнес-инкубатор не виноват»,— считает эксперт.

В свою очередь, завотделом по развитию инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Александр Ломаченко признает, что зачастую в России бизнес-инкубаторами называются не специализированные площадки для помощи стартапам, а обычные бизнес-центры, где «аренда подешевле, но нет квалифицированных услуг». Он назвал условия казанского бизнес-инкубатора «очень хорошими». «Казань – признанный лидер в России по инновационным проектам. Поэтому мы предполагаем, что этот бизнес-инкубатор будет работать достойно»,— сказал он „Ъ“.


http://www.kommersant.ru/region.aspx?regionID=16&issueid=63286&dir=2




К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube