Мы в СМИ

28.12.2009

ИА «РОСФИНКОМ»: Аналитик ИФК «Метрополь»: следующий год для потребительского сектора будет лучше уходящего

Для потребительского сектора 2009 год был весьма непростым. С рынка ушло много игроков, развивавших свой бизнес за счет долговых средств и оказавшихся не в состоянии обслуживать долговую нагрузку за счет собственных потоков; другим пришлось реструктуризировать долг на достаточно невыгодных условиях. В то же время некоторым компаниям повезло, и они получили помощь: Сбербанк купил компанию «Мосмарт» , а X5 приобрел «Паттерсон» . Что касается следующего года, я думаю, что он будет лучше уходящего: некоторым компаниям, возможно, удастся выйти на докризисный уровень производства и продаж, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима в обзоре, поступившем в ИА «РосФинКом» 28 декабря.

В 2009 году неплохо показали себя крупные игроки продуктового ритейла, несмотря на проблемы с сокращающимся трафиком и смещение потребительских приоритетов в низкий ценовой сегмент. Ожидаемое улучшение макроэкономических показателей в следующем году должно позитивно повлиять на потребительское поведение и восстановления трафика. Если в 2009 году мы наблюдали переход потребителей из супермаркетов в дискаунтеры, то в 2010-м может начаться обратный процесс: постепенный возврат потребителей в магазины более высокой ценовой категории, а также рост среднего чека как результат роста располагаемых доходов относительно 2009 года. В частности, сегмент гипермаркетов, по идее, должен показать лучшую динамику продаж по сравнению с 2009-м.

Что касается непродуктового ритейла, то 2010 год также ожидается более позитивным в сравнении с 2009-м. Если в 2009 году потребитель стал попросту отказываться от покупок товаров не первой необходимости, и год стал провальным с точки зрения оттока потребительского трафика, то в 2010 году мы ожидаем роста доходов потребителя и, как следствие, изменения потребительского поведения. Однако ожидать относительно стабильного роста продаж не следует раньше второго полугодия. То же самое можно сказать о сетях ресторанов, в частности, о сети «Росинтер» , трафик в которой на протяжении года падал на 15-20%.

При этом нельзя говорить о том, что компании в следующем году смогут расслабиться: многим следовало бы больше фокусироваться на сокращении внутренних издержек для поддержания стабильной эффективности. Это особенно актуально, учитывая, что в целях удержания и привлечения покупателей ритейлеры не смогут пойти на существенное повышение цен, а недавно принятый Закон о торговле может негативно сказаться на уровне бонусов, получаемых от поставщиков, что вкупе будет оказывать давление на валовую маржу.

Что касается производственного сектора, год должен быть достаточно успешным для компании «Черкизово» , в частности, на фоне снижения импортных квот на поставку свинины и куриного мяса. Это может повлечь за собой ограниченное предложение на рынке и в результате позитивно повлиять на уровень цен на продукцию отечественного производства. Кроме того, сокращение импорта позволит российским производителям наращивать объемы производства и укреплять свои рыночные позиции.

Что касается компании «Вимм-Биль-Данн» , думаю, что с точки зрения эффективности на валовом уровне не следует ждать какого-то существенного роста. Правительственные меры, направленные на поддержку отечественных производителей сырого молока, будут ограничивать рост эффективности продаж переработчиков. В 3-4 квартале 2009 года было объявлено о 15%-ном повышении цен на сырое молоко. Очередное повышение ожидается в 1 квартале 2010 года. Тем не менее, «Вимм-Биль-Данн» характеризуется эффективным контролем затрат и низкой долговой нагрузкой, что позволяет компании генерировать стабильные денежные потоки. Вполне возможно, что в 2010 году «Вимм-Билль-Данн» примет решение о сделках М&A, что позволит еще больше укрепить рыночные позиции.

Фармацевтика. Существует определенная двойственность ситуации в этом секторе. С одной стороны, это регулирование цен в интересах потребителей. Так, «Верофарм» , «Фармстандарт» и еще пять компаний уже заявили о том, что не будут существенно повышать цены на продукцию. Таким образом, если в предыдущие годы отечественный фармрынок рос исключительно за счет ценовой инфляции при стабильных объемах, то в 2010-м существенной ценовой инфляции ждать не стоит. Однако, с другой стороны, приоритетные меры по поддержке отечественного фармпроизводителя, на долю которого приходится порядка 30% объема российского фармрынка, дают основания полагать, что возможет рост отечественного рынка (исключая импорт) в натуральном выражении и увеличение доли российских производителей.

Сельскохояйственные компании. «Разгуляй» выглядит аутсайдером на фоне рыночного ралли второго полугодия. Котировки акций «Разгуляя» по-прежнему остаются очень низкими по сравнению с докризисным уровнем. Компания обременена чудовищными долгами более чем в 25 млрд. рублей при очень несущественных собственных денежных потоках. Тем не менее, маловероятно, что будет допущено банкротство компании, - «Разгуляй» внесен в список стратегически важных предприятий страны и является одним из крупнейших игроков в российском агробизнесе. При альтернативном развитии ситуации возможна частичная или полная смена собственника и переход компании под государственный контроль.

Тем не менее, есть ряд факторов, которые говорят о неплохих перспективах компании в 2010 году. Бизнес «Разгуляя» диверсифицирован, и если в сегменте зерновых компания вряд ли вырастет, то в сегментах по производству риса и сахара у нее неплохие шансы показать рост. На фоне мирового дефицита сахара цены в ближайшие годы останутся на высоком уровне, а рост потребления риса также позитивно повлияет на уровень цен на него. Производственные показатели компании за 1 полугодие 2009 года были весьма высокими, - компания увеличила объем земель под культивацией, повысила урожайность основных культур и существенно увеличила объем экспорта зерновых.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube