Мы в СМИ

13.05.2003

Газета Ru

Водород перевесит нефть

Как топливо

Высокие цены на нефть подверглись атаке со стороны разработчиков альтернативных источников энергии. На прошлой неделе General Motors объявила о строительстве крупнейшей в мире электростанции на топливных элементах. Таким образом, компания собирается ускорить запуск в производство водородного двигателя для автомобилей. В результате цена нефти может снизиться на 40% - до 15 долларов за баррель.

Бензиновая безысходность
Как заявил министр энергетики США Спенсер Абрахам в своем выступлении на сессии Международного энергетического агентства, топливные элементы вытеснят двигатели внутреннего сгорания и дизели гораздо раньше 2025 года. На первый взгляд прогноз Спенсера Абрахама выглядит невероятным. Однако за последние три года все мировые автопроизводители объявили, что собираются начать массовый выпуск автомобилей на топливных элементах уже к 2010 году. Даже АвтоВАЗ продемонстрировал на московском автосалоне в 2001 году свою экспериментальную 'Ниву' на водородном топливе. Однако сейчас такие энергетические установки стоят несколько десятков тысяч долларов. И хотя, по данным министерства экономики США, до 2008 года в Америке в исследования топливных элементов будет вложено 1,5 млрд. долларов, а в Европейском союзе еще 2 млрд. долларов, удешевить их пока не удается. Тем не менее крупнейшая в мире автомобильная компания General Motors (GM) нашла способ ускорить создание 'водородного' автомобиля и заодно увеличить собственные доходы.

Мост к водороду
7 мая GM объявила о подписании соглашения с другой транснациональной компанией - химической корпорацией Dow Chemical (Dow). GM построит и в 2006 году введет в строй энергостанцию мощностью 35 МВт на заводе Dow в американском городе Фрипорт (штат Техас). Станция станет крупнейшей в мире и будет в 15 раз больше уже существующих установок на топливных элементах. Топливом послужит водород, являющийся побочным продуктом основного производства.
Партнеры отказались раскрыть сумму контракта и стоимость вырабатываемой электроэнергии. Однако сейчас стоимость энергоустановок на топливных элементах составляет около 4,5 тыс. долларов за один кВт мощности. Таким образом, стоимость проекта GM и Dow составит около 157,5 млн. долларов. А киловатт-час электроэнергии, по данным United Technologies Company (UTC), на подобных энергоустановках стоит примерно 0,13 долларов (4,04 руб.).
Как заявил ГАЗЕТЕ пресс-секретарь GM Europe Кристоф Бирринджер, целью компании остается недорогой и эффективный водородный двигатель. Кристоф Бирринджер отметил, что сходство технологии работы стационарной и автомобильной энергоустановки позволят GM 'перекинуть мост к массовому производству автомобильных двигателей на топливных элементах'.

Водород перевешивает нефть
Сейчас нефть марки Brent стоит 25,3 доллара за баррель. По прогнозу американского правительственного Агентства энергетической информации (EIA), в 2025 году цена нефти вряд ли снизится и составит 24,29- 28,09 доллара за баррель (в ценах 2001 года). При этом мощность всех энергостанций на топливных элементах в США прогнозируется на уровне 200 МВт - неизменной с 2008 года.
Теперь, похоже, EIA придется пересмотреть свой слишком консервативный прогноз. Хотя GM впервые занялась строительством стационарной электростанции на топливных элементах, ее приход заметно расширил 'водородную' энергетику. Только одна электростанция GM во Фрипорте увеличит мощности всех американских водородных электростанций примерно вдвое.
По словам аналитика ИК 'Проспект' Дмитрия Царегородцева, проект GM--Dow ясно показывает, что понижающее давление на нефтяные цены со стороны новой энергетики быстро растет. Сейчас дизтопливо и бензин занимают около 60% всего потребления нефтепродуктов, и появление автомобильных двигателей на топливных элементах сильно сократит их потребление, считает аналитик. 'Цены на нефть уже в течение десяти лет упадут до 15 долларов за баррель', -- уверяет Царегородцев.
Представитель управляющей компании 'Метрополь' Андрей Беспалов полагает, что именно установившиеся сейчас высокие цены на нефть провоцируют бурное развитие альтернативной энергетики. По его мнению, массовое производство топливных элементов в ближайшие десять лет будет одной из причин нахождения цен на нефть в коридоре 15-20 долларов за баррель.
Еще сильнее сделкой заинтересовался главный энергетик волгоградского ОАО 'Химпром' Павел Заяц. По его словам, 35-мегаваттная электростанция покрыла бы треть потребности 'Химпрома' в электричестве. Тем более что и на волгоградском заводе водород является побочным продуктом и пока просто сжигается. 'Сектор энергоустановок на топливных элементах развивается так быстро, что мы тоже думаем о постройке такой энергостанции', -- заявил он ГАЗЕТЕ.
СПРАВКА
В топливных элементах ионы водорода создают электродвижущую силу, проходя через специальную мембрану. Из-за отсутствия 'лишнего' преобразования энергии КПД топливных элементов достигает 60--70%, в то время как двигатели внутреннего сгорания, дизели и тепловые электростанции имеют КПД не выше 40%. Топливом для такого двигателя служит водород, а выхлопом является вода.

ГАЗЕТА RU

Павел Арабов



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube