Мы в СМИ

26.04.2005

RBC daily

Pepsi ответила Coca-Cola Два крупнейших мировых игрока продолжили свое соперничество и на российском соковом рынке, но вряд ли кардинально изменят ситуацию на нем  

Елена Желобанова

 

Группа компаний «Нидан» в понедельник объявила о начале экспансии в Уральский регион. Она собирается значительно увеличить свою долю в региональном центре – Екатеринбурге. Для осуществления этих планов «Нидан» ставит на Pepsi Bottling Group – новосибирский производитель собирается использовать дистрибьюторскую сеть своего западного партнера. Также планируется увеличение продаж в Северо-Западном регионе, где несомненным лидером является прямой конкурент «Нидана» – компания «Мултон», пакет акций которой недавно приобрел главный соперник PepsiCo – Coca-Cola. Все это выглядит не только как конкуренция между российскими производителями соков, но и как соперничество двух международных гигантов. Однако, по мнению аналитиков, подобная активизация на соковом рынке не приведет к существенным изменениям в расстановке сил.

Группа компаний «Нидан» основана в Новосибирске в 1998 г. и на сегодняшний день замыкает четверку российских соковых лидеров («Лебедянский», «Вимм-Билль-Данн», «Мултон» и «Нидан»). По данным самой компании, в 2004 г. ее доля на российском рынке соков составила 17,8%. В родном для себя Сибирском регионе «Нидан» оценивает свою долю более чем в 45%. В группу входят заводы по производству соков в Подмосковье, Новосибирске и на Украине. Основные бренды новосибирского производителя позиционируются в средне- и нижнеценовом сегменте («Моя семья», «Чемпион», сокосодержащие напитки «Да!»), также выпускается премиальный сок Caprice и холодный чай Caprice Tea. Оборот группы в 2004 г. составил 203 млн долл. С осени 2003 г. на мощностях «Нидана» производятся соки «Тропикана» по лицензии компании PepsiCo. Как рассказали RBC daily в пресс-службе «Нидана», новосибирский производитель и компания Pepsi Bottling Group (PBG) приступили к совместной дистрибуции брендов «Нидана» в Екатеринбурге. Основные бренды, которые будут продвигаться через сбытовую систему PBG, – «Моя Семья» и «Чемпион». Ставка делается в первую очередь на традиционные розничные магазины. «Программа дистрибуции будет сопровождаться активной маркетинговой поддержкой, сочетающей рекламную кампанию и нестандартные промо-акции на федеральном и региональном уровнях», – заявили в пресс-службе «Нидана». Также планируется задействовать совместные маркетинговые программы, направленные на стимулирование продвижения продукции компании в розничной торговле. Аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова считает, что совместное продвижение продукции поможет «Нидану» увеличить продажи, однако пока не берется прогнозировать насколько. «PepsiCo имеет достаточно хорошо отлаженную сбытовую сеть. И их соки «Тропикана» занимают неплохие позиции, – заявила она RBC daily. – Однако этот бренд относится к премиальному сегменту, а основная продукция «Нидана» – соки средне- и нижнеценового сегмента». Выход сотрудничества PBG и новосибирской компании на новый уровень многие оценивают как ответ Pepsi своему извечному конкуренту: в марте этого года Coca-Cola Hellenic Bottling Company совместно с Coca-Cola Company завершила сделку по приобретению компании «Мултон», доля которой на российском рынке оценивается в 25%. До сих пор Coca-Cola, в отличие от PepsiCo не имела в России сильных соковых брендов. Попытка вывести на российский рынок соки Minute Maid успехом не увенчалась, и эта марка сейчас представлена в основном в сети McDonalds. «Компании Coca-Cola и Pepsi будут конкурировать на соковом рынке через своих локальных партнеров и локальные торговые марки, – прокомментировал RBC daily ситуацию управляющий партнер Verysell Enterprise One Владимир Ястержембский. – При этом обе западные компании выступят в качестве своеобразных «тренеров» своих локальных партнеров, они будут способствовать совершенствованию технологий конкурентной борьбы этих игроков».

В «Нидане» рассчитывают до конца 2005 г. добиться 70%-ной представленности продукции в розничных точках Екатеринбурга и увеличить долю «Нидана» на 50%, заняв порядка 20% рынка города. По словам директора бизнес-направления «Нидана» «Соки России» Андрея Яновского, Екатеринбург – не последний регион, где «Нидан» намерен увеличить свое присутствие. «Мы последовательно активизируем работу по продвижению соковой продукции на ключевых региональных рынках», – заявил он RBC daily. По словам г-на Яновского, «Нидан» рассчитывает, что объединение усилий с Pepsi, обладающей мощной дистрибьюторской сетью, позволит увеличить объем продаж на треть уже в ближайшие три-четыре месяца. «В Сибири позиции «Нидана» сильны, и на Урале эта компания представлена неплохо. Там увеличивать долю этому производителю будет легче, чем в других регионах, – комментирует Наталья Мильчакова. – Однако намерение повысить долю на 50% в течение 9 месяцев также кажется слишком смелым. Очень короткие сроки». Кроме того, в «Нидане» заявили о планах увеличения рыночной доли в Северо-Западном регионе. «Совместное с Pepsi Bottling Group продвижение соков «Нидана» на Северо-Западе началось в апреле этого года, – рассказали в пресс-службе компании. – И в наших планах увеличить продажи в этом регионе примерно на 30%». По данным пресс-службы «Нидана», на конец 2004 г. доля компании в Северо-Западном регионе составляла 12,9%, а в феврале этого года она выросла до 13,6%. Но, по мнению аналитиков, на Северо-Западе конкурировать с «Мултоном» достаточно сложно, и значительное увеличение доли в этом регионе за короткие сроки невозможно. «Увеличение доли в Петербурге на треть – достаточно оптимистичные планы, – считает Наталья Мильчакова. – На Северо-Западе лидерство уверенно держит «Мултон», и с ним там бороться очень сложно. Соотношение сил на Северо-Западе близко к федеральному, только лидером в этом округе является «Мултон», за ним идут «Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский»». По мнению аналитиков, активизация Coca-Cola и Pepsi на российском соковом рынке не сможет изменить расстановку сил. По словам Натальи Мильчаковой, в ближайшей перспективе ожидается замедление темпов роста сокового рынка: «В 2004 г. рост составил более 20%, в 2005 г. он должен вырасти на 15-20%, не более. Долю «Нидана» на этом рынке в 2004 г. я оцениваю в 16% и прогнозирую увеличение продаж компании в этом году примерно на 20-22%. В результате, по моим прогнозам, компания сможет увеличить свою долю на российском рынке в целом до 18%. И расклад сил в ближайшее время существенно поменяться не должен». Владимир Ястержембский также считает, что Pepsi и Coca-Cola вряд ли выведут своих российских партнеров в абсолютные лидеры. «То, что «выживут» только два основных игрока, поддерживаемых Pepsi и Coca-Cola, – не очевидно, – говорит он. – Более вероятно, что за счет интенсивного стимулирования спроса через рекламу и BTL потребление сока вырастет, а доли игроков останутся прежними». По мнению Натальи Мильчаковой, для «Нидана» было бы гораздо реальнее добиться заявленных целей, если бы подобные планы были анонсированы в 2003-2004 гг. «Можно сказать, что сейчас «Нидан» заявляет слишком амбициозные планы, но не совсем ясны ресурсы для их выполнения. Компания наверняка надеется на PepsiCo. Но на этот вопрос можно и по-другому посмотреть – на российском соковом рынке сильны местные игроки, и возможно поэтому западные компании ищут с ними союза, – отмечает г-жа Мильчакова. – Но пока неясно, пойдет ли PepsiCo по пути Coca-Cola и захочет ли иметь более тесные связи со своим российским соковым партнером. До сих пор «Нидан» позиционировал себя более независимо в сравнении с «Мултоном» – проводил активную политику по привлечению средств на рынке облигаций, даже заявлял о намерении выйти на IPO. Может быть, это грамотный PR-ход. Однако непонятно, зачем он был сделан, так как сильных игроков на этом рынке немного, и все они в ответ могут обнародовать не менее амбициозные планы. Чтобы выглядеть более реальными, подобные заявления компании должны быть подкреплены конкретными цифрами по инвестиционной программе и механизмом ее реализации».

 

 

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube