Мы в СМИ

31.03.2010

Банки.Ру: Банк будущего из запчастей для мотоцикла

Проект

Бывший производитель алкоголя Артур Перепелкин пытается создать международный «банк будущего» для людей, «живущих» в интернете. Его не останавливает то, что конкуренция в этой сфере растет с каждым днем.

Константин Фрумкин

Вплоть до недавнего времени предприниматель Артур Перепелкин (№ 474 в рейтинге миллиардеров «Ф.», оценка состояния - 3,3 млрд рублей) был известен прежде всего как совладелец Русской вино-водочной компании (РВВК). Ей принадлежали, в частности, брэнды «Флагман» и «Бастион». Менее известно, что в портфеле Артура Перепелкина находятся также Марийский нефтеперегонный завод, нефтехимическое производство в Калининграде и Москве, доля в телеканале World Fashion и другие активы. Сегодня основной интерес бывшего производителя водки сосредоточен на банковском бизнесе.
Сам Артур Перепелкин отнюдь не считает смену интересов чем-то удивительным. «Моя специальность - делать бизнесы и продавать. Продажа бизнеса - это закономерный финал», - поясняет «Ф.» банкир. Еще в 2007 году РВВК продала свои водочные брэнды, выручив за них по экспертным оценкам порядка $60 млн. В конце 2008-го на продажу был выставлен Марийский НПЗ (пока не продан). И вот в начале прошлого года Артур Перепелкин стал совладельцем и председателем совета директоров Максвелл-банка.
Кредитная организация ведет свою «родословную» от новороссийского отделения советского Агропромбанка. На его базе еще до распада СССР был создан коммерческий Агрорыбпромбанк. В 2007-м его приобрела инвестиционная группа «Максвелл Капитал», дав современное название. Она рассчитывала сделать кредитную организацию своим расчетным центром, но, видимо, кризис побудил избавиться от части активов. В общем, от пребывания в составе «Максвелл Капитала» у банка осталось только членство в ММВБ. За двадцать лет развития кредитная организация так и не выросла: по объему активов она занимала место в конце девятой сотни. Фактически Артур Перепелкин покупал лицензию и на базе небольшой кредитной организации собирается создавать «банк будущего».
Что такое «банк будущего»? Это, как разъясняет Артур Переплкин, «домашний банк» для продвинутых людей, «у которых есть мозг и интернет». Бывший производитель водки считает, что традиционные банки не умеют говорить с гражданами на одном языке - между ними и клиентами образовалась «не яма, а пропасть». При этом бизнесмен ставит себя в один ряд с такими фигурами, как «водочник» Рустам Тарико, создавший банк «Русский стандарт», «пивовар» Олег Тиньков, учредивший ТКС-банк, «кондитер» Андрей Коркунов, развивающий Анкор-банк. По мнению Артура Перепелкина, бизнесмены из сегмента B2C переходят в финансы именно потому, что традиционным банковским структурам не хватает понимания того, что нужно массовому потребителю.
Миллиардер собирается ориентировать банк на обслуживание прежде всего физических лиц, которые должны составить около 80% всех клиентов. И ключевым элементом здесь станет интернет. Он избавит от необходимости развивать сеть филиалов, и тем самым сократит издержки. А сократив издержки, банк сможет сосредоточиться не на кредитовании, а на получении комиссионных - например, за переводы по оплате услуг. В результате снизятся риски и повысится надежность. Такова логика бизнес-плана.
Комиссионные - в последние полтора года тема модная. «Чтобы сохранить требуемый уровень доходности, многие делают сегодня акцент на увеличении доли комиссионных доходов», - заявлял в прошлом году вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь. Весь прошлый год и начало этого банки повышали различные тарифы на обслуживание. Например, «Юникредит» с 1 февраля установил комиссию за выдачу наличных рублей в размере 1% (ранее было 0,5%, а еще раньше - 0,3%). В начале февраля нынешнего года питерский Сбербанк ввел комиссионные за оплату коммунальных услуг. Руководство недавно созданного банка МФК заявило, что намеревается довести долю комиссионных до 50% от совокупного дохода. Более того, многие эксперты считают, что эти планы соответствуют европейским тенденциям - высокая доля комиссионных характерна, в частности, для банков Италии и Швейцарии (например, в группе Intesa Sanpaolo комиссионный доход составляет около трети чистого операционного дохода).
Однако пока «акцент на комиссионных» остается лишь намерениями. В 2009 году процентные доходы банков росли быстрее непроцентных. В условиях послекризисной депрессии общее количество операций снижается, а ставки по кредитам остаются высокими. «Швейцарские банки живут большей частью на комиссионные доходы, но я сомневаюсь в жизнеспособности этой модели на российской почве», - заявляет партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура. И наконец, намерения самого Максвелл-банка пока не спешат воплощаться - две трети его доходов по итогам 2009 года составляют доходы от операций с валютой и ценными бумагами.
С другой стороны, статистика ЦБ действительно показывает торможение в развитии филиальных сетей - количество банковских филиалов в 2009 году снизилось на 6,7%. Главная причина - кризис, но нельзя отбрасывать и фактор развития дистанционных способов обслуживания (банкоматов, интернет-банкинга, «легких» офисов).
Наряду с расчетно-кассовым обслуживанием и традиционными банковскими услугами «Максвелл» будет выполнять функции управляющей компании - причем даже для клиентов с небольшими средствами. Придавать большого значения депозитам банк не намерен. Вместо этого он собирается заниматься экспертизой и техническим обеспечением самостоятельных вложений клиентов. «Банк будет брать на себя страховку, плату за экспертизу, но если человек хочет получать повышенный процент - он должен брать на себя риски», - говорит Артур Перепелкин.
Стоит отметить, что услуги по самостоятельному размещению капитала сейчас предлагают многие инвестиционные компании - в форме брокериджа или вырабатывая индивидуальную инвестиционную стратегию при доверительном управлении. Но Артур Перепелкин говорит о выборе клиентом проектов для инвестирования из составленного банком списка, что с точки зрения «интерфейса» - довольно оригинальный шаг. К тому же, совмещение банковского обслуживания с управлением капиталом пока является скорее объектом организационных экспериментов. Конечно, банки пытаются играть на «поле» управляющих компаний, предлагая клиентам и ОФБУ, и private banking, и кросс-продажи финансовых продуктов, но настоящего успеха банк может достигнуть только на тех направлениях, на которых он фокусирует свои усилия, и поэтому инвестиционные продукты обычно остаются в тени традиционных банковских. В «финансовые супермаркеты» наши кредитные организации еще не превратились. Между тем, Артур Перепелкин готов предложить частным клиентам даже возможность кредитовать компании. Предположительно это будет происходить через механизм инвестиционных фондов (возможно, кредитных ПИФов), хотя окончательно процедура еще не отработана, и аффилированной УК у банка нет. Кроме того, в Максвелл-банке считают, что такого рода услуги можно предоставлять, не ограничивая клиентов по минимальным размерам вложений. Последнее обстоятельство внушает банковским экспертам сомнения. «Техническая возможность по доступу на рынки в нынешнее время максимально упрощена, остается только вопрос безопасности и контроля, а вот предложенная экспертиза вложений - это не стандартизированный продукт, что неминуемо повлечет за собой установление минимального порога для вложений. Банк будет вынужден ориентироваться на суммы, например 3-5 млн руб¬лей», - считает Павел Черемисин, председатель совета директоров банка «Финансово-промышленный капитал».
Клиентов не хватает
Но больше всего в планах Артура Перепелкина и его компаньонов удивляет другое. Оказывается, речь идет о создании международной финансовой группы. В ближайшее время бизнесмен хотел бы приобрести небольшие банковские учреждения в Великобритании, Индии, и возможно, Казахстане, а также учредить банк в Китае.
Владельцем группы будет зарегистрированный в Лондоне фонд Just IT. Артуру Перепелкину в нем принадлежит 20%, остальные бенефициары не раскрываются. Все региональные подразделения будущей группы будут развивать примерно один и тот же формат «банка будущего». Инвестиции в российскую часть бизнеса уже составили $12 млн (с перспективой их увеличения до $30-35 млн), вложения во всю группу запланированы на уровне $100 млн. По планам Артура Перепелкина и его партнеров, через три года после запуска международная банковская группа должна обладать 5 млн клиентов, в том числе 1 млн - в России. При достижении этой отметки активы Максвелл-банка могут увеличиться до $1 млрд.
«В анонсированном проекте мне бросаются в глаза три нестыковки,- говорит вице-президент ФБК по банковскому аудиту Алексей Терехов.- Во-первых, совсем небольшой объем инвестиций для в общем-то конкурентной услуги (тот же рынок интернет-платежей в России существует не первый год). Во-вторых, при объявленной географии проекта (от Великобритании до Китая), задача в 5 млн клиентов не кажется мало-мальски амбициозной. И в-третьих, 1 млн клиентов в России, по нашим оценкам, - это максимум соотечественников, кто в ближайшее время может пользоваться интернет-банкингом. Весьма сомнительно, что одному игроку удастся захватить весь этот рынок».
С этим мнением согласны многие эксперты. Проникновение интернета в жизнь россиян часто преувеличивается. Три года назад «Ромир» оценил аудиторию интернет-банкинга в 155 тыс. человек, и даже если эта цифра выросла в несколько раз, развернуться здесь негде. «Господин Перепелкин совершенно верно позиционирует Максвелл-банк в качестве «банка будущего», поскольку за исключением ряда продвинутых пользователей, проживающих в крупных мегаполисах, количество потенциальных клиентов «виртуального банка» в целом по России крайне невелико», - говорит аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина.
Конкурентов предостаточно
«Интернет-поляна» в России не так уж и велика, но все крупнейшие банки уже топчутся на ней. Поэтому «Максвелл», несомненно, столкнется с очень жесткой конкуренцией. «Практически все банки, предлагающие зарплатные проекты, развивают сейчас интернет-сервисы, и конкурировать с ними будет достаточно сложно, - обращает внимание Евгений Коновалов, заместитель гендиректора АКГ «Развитие бизнес-систем». - У них хотя бы вопрос с ресурсной базой решен. Если человек уже имеет счет в одном банке (и периодические поступления на него), тогда зачем ему открывать счет в другом для проведения интернет-платежей? Перспективы такого проекта достаточно туманны в России и уж тем более за рубежом». Впрочем, Артур Перепелкин уверен, что по настоящему качественный сервис клиентам могут предоставить только специализированные организации. «Когда вы собираете мотоцикл из запчастей танков, он не может быть легким и мобильным. Легкие конструкции требуют легкого менеджмента. Он должен изначально собираться из других деталей», - отвечает сомневающимся предприниматель.
Специализированные конкуренты как раз готовятся к старту - бывший владелец «Северной казны» Владимир Фролов собирается запустить новый проект в апреле. Основным акционером Инбанка, заточенного под интернет-обслуживание, выступает «Номос» - ресурс немалый. Тем временем Обибанком (принадлежит ИФК «Метрополь» и ее гендиректору Михаилу Слипенчуку) заинтересовался SBI Holding - один из ведущих участников японского рынка интернет-банковских услуг. Он, вероятно, получит контроль в российской кредитной организации и обеспечит ее собственными технологиями.
И если конкуренция в России жесткая, то за рубежом она на порядок острее. Пока ни один российский банкир не достиг больших успехов в дальнем зарубежье. «Иностранные банки десятилетиями выстраивали технологии обслуживания частных клиентов, - рассуждает зампред правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. - Кроме того, многие кредитные организации имеют историю, насчитывающую несколько столетий, что в глазах их клиентов само по себе - колоссальное преимущество. Конкурировать с этими банками в странах их присутствия российскому игроку крайне тяжело».
При этом банков, ориентированных исключительно на интернет-технологии, не так много. Пионером стал американский Security First Network Bank, зарегистрированный в октябре 1995 года. Однако, небольшой по размерам, он не смог успешно конкурировать с банковскими корпорациями, в результате его поглотил Royal Bank of Canada (RBC). В Европе первый «виртуальный» банк появился в 1996-м. Им стал Advance Bank, дочерняя структура Dresdner Bank, который с 2001 года стал частью Allianz Group. Сам Артур Перепелкин считает ближайшим аналогом своего проекта польский mBank (контролируется Commerzbank). Впрочем, поскольку Артур Перепелкин делает свои бизнесы на продажу, то можно предположить, что ему нужен не столько окупаемый бизнес, сколько такой, который бы выглядел перспективным и имел хорошую репутацию.




К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube