Мы в СМИ

19.10.2005

Уральский рабочий (Екатеринбург)

Верность титану

 

Андрей Морозов

 

Знающие Виктора Вексельберга не очень поверили в то, что с продажей принадлежащих ему акций «ВСМПО-Ависма» у него исчез интерес к титановой корпорации в Верхней Салде. И оказались правы. Как выяснилось, все только начинается.

Прощаются, но не уходят

10 октября по решению Арбитражного суда Свердловской области были арестованы 73,4% акций «ВСМПО-Ависма». Вслед за «этим контролируемая В.Вексельбергом компания «Ренова» подала иски с требованием арестовать акции в Верховный суд Нью-Йорка и на Кипре. Как пояснил представитель «Реновы» Андрей Шторх, заграничные иски поданы, так как «по нашей информации средства для покупки акций Брешту и Тетюхину (председатель совета директоров и гендиректор «ВСМПО-Ависма» соответственно) поступили из США. К тому же в этой стране у ВСМПО есть несколько «дочек». Траст, которому были переданы акции, зарегистрирован на Кипре».   Напомним суть происходящего. Разошедшиеся во взглядах на управление компанией основные акционеры «ВСМПО-Ависма» В. Тетюхин и В. Брешт, владеющие вместе порядка 70% акций корпорации, и «Ренова» (13,4%) договорились расстаться полюбовно через механизм «русской рулетки». По нему любой участник может предложить приобрести свой пакет акций другим акционерам. Те же обязаны либо купить предлагаемый пакет по назначенной цене, либо продать инициатору свои акции по той же цене. И в апреле «Ренова» запустила механизм «русской рулетки», предложив свой пакет акций Брешту с Тетюхиным по цене ниже рыночной. Как признал А. Шторх, они рассчитывали, что их оппоненты не найдут денег на выкуп принадлежащих «Ренове» 13,4% акций «ВСМПО-Ависма», а закладывать акции запрещал трастовый договор.  Но деньги, к удивлению, нашлись, и В. Вексельбергу не удалось по дешевке выкупить 70% акций титановой корпорации у Брешта с Тетюхиным. И чтобы остаться в игре после вынужденной продажи 13,4% акций «ВСМПО-Ависма», команде Вексельберга не оставалось ничего другого, как искать юридически зацепки для оспаривания сделки. Внимание юристов привлек тот факт, что в начале сентября 13,4% акций «ВСМПО-Ависма», ранее принадлежащие «Ренове», были перепроданы за те же деньги, что и куплены. И это дало основание подозрениям, что Брешт с Тетюхиным нарушили условия трастового договора: деньги все-таки привлекались под залог акций, что запрещалось. По утверждению уже упоминавшегося А. Шторха, «у нас есть доказательства, что при привлечении финансирования Брешт и Тетюхин нарушили трастовое соглашение. Наша цель - восстановить через суд статус на момент запуска «русской рулетки». К слову, и сам Брешт не отрицает, что некоторые из кредиторов действительно предоставили финансирование в надежде купить затем «титановые» акции. «Но они дали нам деньги под честное слово, без оформления договоров займа и каких-либо гарантий или письменных обещаний передать им акции», - заверяет В.Брешт. Но в «Ренове» с этим не согласны. «Наши юристы считают, что как письменная, так и устная договоренность являются нарушением договора», - выразил точку зрения компании А. Шторх.   Справедливости ради отметим, что независимые юристы считают позицию Брешта с Тетюхиным более сильной, нежели у «Реновы».  «»Ренове" необходимо предоставить суду трастовое соглашение, договор залога с банком и залоговое поручение, подписанное управляющим траста, - объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Линия права» Андрей Новаковский. - Без этих документов иск бесперспективен». Но Вексельберг не путается, и вот почему.

Выхожу на цель

Полагаем, что цель «Реновы» вовсе не в том, чтобы вернуть свои 13,4% акций «ВСМПО-Ависма», цель - установление контроля над всей титановой корпорацией. И главное для нее сейчас - сорвать планы Брешта с Тетюхиным по первичному размещению акций «ВСМПО-Ависма» (1РО), намеченное на будущий год. Ведь если оно состоится и 20% акций корпорации будут проданы западным инвесторам, то оппоненты Вексельберга получат и необходимые деньги для развития, и могущественных иностранных акционеров. К примеру, тот же «Боинг». И на этом пути «Ренове» удалось многого добиться. Так, аналитик Денис Нуштаев из «Метрополя» считает, что Брешт с Тетюхиным не смогут провести IPO в намеченные сроки. С ним согласен и аналитик UFG Александр Пухаев: «Перспектива судебных разбирательств неизбежно приведет к падению котировок «ВСМПО-Ависма» накануне IPO». В этом убежден и сам В. Вексельберг. По его мнению, IPO «точно не состоится в том виде, как его планируют, поскольку для этого нет юридических шансов». Подтверждением чему может служить и то, что на днях Федеральная служба по финансовым рынкам приостановила биржевые торги акциями «ВСМПО-Ависма». Тем самым выигрывается время, нужное команде Вексельберга для установления полного контроля над Вольногорским и Иршанским ГОКами на Украине – основными поставщиками сырья для «ВСМПО-Ависма». Эти два ГОКа должны войти в госкорпорацию «Титан Украины», которую «Ренова» создает с украинским правительством и где ей будет принадлежать контрольный пакет. После чего с высокой степенью вероятности можно предположить, что начнется сырьевая блокада «ВСМПО-Ависма». Этого Брешт с Тетюхиным не выдержат по причине угрозы санкций со стороны западных потребителей из-за срыва контрактов, что в конечном итоге заставит их пойти на переговоры с Вексельбергом. Но «Ренова» хочет большего, нежели только заиметь свой титан.

 Первым делом самолеты

«Мы видели корпорацию (»ВСМПО-Ависма") в рамках ее интеграции  в отечественный авиапром»,  -  выдает  тайну A. Шторх. Интерес «Реновы» к авиапрому подтвердил  и  сам B.Вексельберг. «Мы заинтересованы в том, чтобы ВСМПО было ориентировано не  только  на Boeing или Airbus, - сказал он, - но и на российский рынок. Мы видим, что государство сегодня в этом заинтересовано, что государство хочет выделять деньги». И, судя по сообщениям в СМИ, структуры Вексельберга, не дожидаясь установления контроля над титановой корпорацией, приступили к «интеграции в отечественный авиапром». Хоть в «Ренове» это и отрицают, но, по мнению многих, именно данная компания стоит за покупкой акций ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). С этой версией согласен и свердловский губернатор Эдуард Россель. «Компания называется «Ренова», - заявил он. - Я попросил соответствующие службы заняться этим вопросом, потому что ничего хорошего здесь не жду. Если у нас есть возможность, мы будем оберегать завод. Он работает хорошо, стабильно». Отметим, что действия «Реновы» по-своему логичны. Уже сейчас ей принадлежат 45,26% акций аэропорта Кольцово, по соседству с которым на площади в 30 гектаров располагается одна из производственных площадок УЗГА. По нашим сведениям, В. Вексельберг присматривается на Украине к «ОКБ Антонова», разработчику многотоннажных самолетов. То есть действует, как всегда, с размахом, чтобы в результате была создана международная компания, могущая конкурировать на мировом авиарынке.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube