Мы в СМИ

22.05.2006

ВЕДОМОСТИ: Никелевый занавес

«Норильский никель» больше не смотрит за границу

Юлия Федоринова

Становиться транснациональной корпорацией, вступать в альянсы с иностранцами и диверсифицировать бизнес — все это в ближайшие годы не для «Норникеля». Закончив выделение золоторудных активов в отдельную компанию «Полюс Золото», компания Владимира Потанина и Михаила Прохорова сосредоточится на развитии производств на Кольском полуострове и Таймыре. Отчасти на то могут быть политические причины, считают эксперты. ГМК «Норильский никель» – крупнейший в мире производитель металлов платиновой группы и никеля. Чистая прибыль в первом полугодии 2005 г. – $974 млн, выручка – $3,44 млрд. В прошлом году компания произвела 243 000 т никеля, 452 000 т меди, 97,4 т палладия и 23,4 т платины. Гендиректор «Норникеля» Михаил Прохоров и президент «Интерроса» Владимир Потанин на начало апреля являлись бенефициарами 54,78% акций компании. В конце мая совет директоров «Норильского никеля» рассмотрит новую стратегию развития компании до 2020 г. Как удалось выяснить «Ведомостям», в этой стратегии и речи нет о диверсификации бизнеса или глобализации компании. «Норникель» сосредоточится на развитии основного производства на Таймыре и Кольском полуострове, сообщил замгендиректора компании Денис Морозов. Корпорация планирует расширить и модернизировать производство, а также инвестировать в геологоразведку и развитие проектов с нуля. У «Норникеля» уже есть совместное предприятие с Rio Tinto, которое будет проводить геологоразведку в Сибирском и Дальневосточном округах. Вдобавок «Норникель» создал две «дочки» для проведения геологоразведки в Мурманской области и Красноярском крае, а в пятницу стало известно, что компания подала заявку в инвестфонд на 70 млрд руб. на строительство 350 км железнодорожной ветки до Лугокана (Читинская обл.), где одна из структур «Норникеля» — ГРК «Быстринское» проводит подготовку к освоению месторождения меди. В стратегии не осталось места и зарубежной экспансии. «Норникель» присматривается к различным активам и наблюдает за корпоративными сделками в секторе, но в процессах консолидации участвовать не будет, говорит Морозов. «Цены на металлы находятся на исторических максимумах. Наша задача — сохранить позиции одного из самых низкозатратных производителей в отрасли. Мы не видим, как может быть создана дополнительная стоимость для акционеров через покупку дорогих активов», — объясняет он.“Норникель» меняет стратегию на 180 градусов: четыре года назад Михаил Прохоров, наоборот, объявлял курс на диверсификацию компании, и как раз после этого была создана крупнейшая в России золоторудная компания «Полюс Золото». Недавно «Полюс» был выделен из «Норникеля», а две недели назад при начале внебиржевых торгов рынок оценил его в $12,9 млрд. Это примерно в 25 раз больше, чем «Норникель» потратил на покупку золоторудных активов «Полюс Золота». В 2004 г. «Норникель» сделал самую дорогую на тот момент российскую покупку за границей — 20% акций южно-африканской золотодобывающей Gold Fields за $1,16 млрд, а в этом году пакет был продан за $2 млрд. В мире вовсю идут прямо противоположные процессы. В конце 2005 г. крупные компании Inco и Falconbridge объявили о слиянии и могли бы стать первым в мире производителем никеля. А недавно Teck Cominco предложила купить Inco, а Xstrata — Falconbridge. Международные компании готовы платить за активы значительные премии, ради того чтобы увеличить или просто сохранить свои нынешние доли на рынке, говорит Морозов. Быть активными их вынуждают неопределенность и высокая капиталоемкость новых месторождений. «Норникель» считает, что покупать производственные активы за деньги сейчас дорого, эффективнее искать и осваивать новые месторождения. К тому же до прохождения листинга на западных биржах акции «Норникеля» не могут быть «валютой платежа», да и основные акционеры не намерены снижать свое участие в компании ниже контрольного пакета, отмечает Морозов. У «Норникеля» огромные средства будут отвлекать инвестиции в расширение добычи производства на Кольском полуострове и Таймыре, замечает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. По его мнению, только на это может уйти около $5 млрд, а размер ежегодных капитальных затрат компании может вырасти вдвое — до $1-1,2 млрд. При таком раскладе денег на по-настоящему крупные покупки у компании не будет. «Если бы «Норникель» захотел купить что-то прямо сейчас, он свободно мог бы найти около $2 млрд. Для более крупных покупок компании пришлось бы задействовать собственные акции», — отмечает Пухаев. Но тогда российские акционеры «Норникеля» могли бы потерять контрольный пакет. А Пухаев отмечает, что даже если бы Прохоров и Потанин захотели это сделать, то продажу акций «Норникеля» вряд ли одобрил бы Кремль. «Ходят слухи, что тому же Алексею Мордашову не разрешили продать пакет акций «Северстали» Arcelor; не вижу, чем Потанин или Прохоров лучше», — соглашается топ-менеджер одного из российских инвестбанков. «Некоторые иностранцы к тому же уверены, что Кремль был также против объединения активов Gold Fields и «Полюса», — говорит сотрудник другой инвесткомпании. Но замкнутость бизнеса в итоге не идет ему на пользу, считают эксперты . «Если вы хотите сохранить позиции в бизнесе, вы должны стремиться стать глобальной компанией. Такие компании устойчивее и могут диктовать цены», — замечает аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев. Такого же мнения придерживается и Александр Агибалов из AG Capital.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube