Мы в СМИ

31.03.2014

Ведомости: «АвтоВАЗ» вернулся в кризис

Только вставший на ноги «АвтоВАЗ» вновь скатился в убыток. В 2013 г. он составил 7,9 млрд руб. Чтобы вернуться в плюс, концерну нужна масштабная экономия

Владимир Штанов

«АвтоВАЗ» получил по итогам 2013 г. чистый убыток по МСФО в размере 7,9 млрд руб. против прибыли в 29,2 млрд руб. годом ранее, следует из опубликованного в пятницу отчета компании. Выручка снизилась на 7% до 177 млрд руб., EBITDA, по оценке «ВТБ капитала», сократилась в 54 раза до 105 млн руб. Ухудшение финансовых результатов группы связано в основном со снижением продаж на российском автомобильном рынке, говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Продажи Lada упали сильнее рынка: на 15% до 456 309 шт. и на 5,5% до 2,78 млн шт. соответственно, по данным АЕБ. До этого убыток «АвтоВАЗ» получил только в кризисном 2009 году — он был равен 49,2 млрд руб.

«Ожидаемо плохой» год

Финансовые результаты оказались «ожидаемо плохими», отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На фоне сокращения продаж компания недостаточно активно занималась оптимизацией расходов, считает он. При этом у предприятия масштабная инвестпрограмма по обновлению модельного ряда, напоминают Беспалов и аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: завод прекратил выпуск старых семейств, а производство новых не вышло на оптимальные объемы. В итоге операционный убыток составил 6,7 млрд руб. Инвестпрограмма «АвтоВАЗа» до 2020 г. оценивалась в 180 млрд руб. Сколько составили затраты на нее в 2013 г. и план на 2014 г., представитель «АвтоВАЗа» не раскрыл. Для финансирования инвестпрограммы автоконцерн открыл кредитную линию на 25,2 млрд руб. под 10,9% с погашением в 2017-2023 гг. (в 2013 г. было использовано 2,1 млрд руб.).

При этом «АвтоВАЗ» нарушил условия по отношению EBITDA к расходам по процентам, также произошло перекрестное неисполнение обязательств, говорится в отчете. В результате краткосрочная задолженность выросла за 2013 г. в 2,8 раза до 23,25 млрд руб. Проблемы с кредитами у «АвтоВАЗа» начались еще в первом полугодии. В отчете за первое полугодие компания раскрыла, что нарушила финансовые условия по займам на 8,9 млрд руб. и 7,1 млрд руб. долга перешли в категорию краткосрочной задолженности. Всего на 30 июня краткосрочный долг «АвтоВАЗа» в сравнении с началом года вырос в 2,2 раза до 18,4 млрд руб. К концу года долг прирос еще на 4,8 млрд руб. В годовом отчете говорится, что нарушены условия по займам на 8,7 млрд руб., поэтому 5,47 млрд руб. долгосрочной задолженности были переквалифицированы в краткосрочный долг. Но уже в 2014 г. «АвтоВАЗ» договорился с банком-кредитором (его название не раскрывается), что тот не будет требовать погашения по займам на 8,7 млрд руб., говорится в сообщении компании.

В 2013 г. «АвтоВАЗ» потратил на выплату процентов 2,7 млрд руб. По оценке Рожкова, операционный денежный поток автоконцерна составит 5 млрд руб. в 2014 г. — этого должно хватить на выплату процентов. Проблем с погашением у «АвтоВАЗа» возникнуть не должно, считает и Беспалов: государство не позволит его обанкротить. Да и сам «АвтоВАЗ» начал активно привлекать новые займы. В 2013 г. была открыта кредитная линия в ВТБ на 6,6 млрд руб. (выбрано 6,1 млрд руб.), в Сбербанке — на 7,7 млрд руб. (выбрано 2,8 млрд руб.) — обе со сроками погашения в 2014-2018 гг. А также краткосрочные займы в Новикомбанке и Промсвязьбанке на общую сумму 2 млрд руб.


«АвтоВАЗ» снова встанет

Из-за падения продаж запасы готовой продукции «АвтоВАЗа» в 2013 г. увеличились на 24% до 10,2 млрд руб. Чтобы сократить количество машин, находящихся на складах, с 70 000 до 30 000 шт., «АвтоВАЗ» приостановит производство. Концерн уже делал так в феврале. В марте производство работало в обычном режиме, но в апреле «АвтоВАЗ» может вновь сократить производство. Выпуск автомобилей Lada Granta и Lada Kalina может быть приостановлен с 17 апреля до конца месяца, Lada Priora — с 21-го, а пятидверной версии Lada 4×4 — с 23-го (тоже до конца апреля), рассказал в пятницу председатель официального профсоюза «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев. Простой в случае утверждения приказа будет оплачен в размере двух третей зарплаты, добавил он. Проект приказа, предусматривающий приостановку некоторых моделей на несколько дней в апреле, есть, подтвердил представитель «АвтоВАЗа». Раскрывать детали он не стал, сославшись на то, что документ еще не утвержден президентом компании Бу Андерссоном.

Сокращение складских запасов — одна из мер снижения издержек, ранее объявленных «АвтоВАЗом» наряду со снижением нормативной численности работников (на 7500 позиций в 2014 г. — «Ведомости»), цен поставщиков (на 5%), сроков получения платежей от дилеров (до 30 дней), увеличением рассрочки по оплате поставленных комплектующих (до 60 дней). «Наша основная цель на 2014 г. — сделать компанию прибыльной. Для этого мы сконцентрируемся на решении следующих задач: рост производительности труда, повышение качества выпускаемой продукции, запуск новых моделей и сокращение затрат», — приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова Андерссона. Благодаря снижению издержек, увеличению выпуска и продаж новинок и развитию контрактного производства «АвтоВАЗ» сможет выйти на положительную операционную прибыль, но чистую прибыль вряд ли получит, считает Беспалов. По его прогнозу, в 2014 г. выручка группы «АвтоВАЗ» составит 245 млрд руб. (+38%), чистый убыток — 1,9 млрд руб.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/652051/avtovaz-vernulsya-v-krizis#ixzz2xXoMvUQe



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube