Мы в СМИ

30.05.2002

Аналитический журна «Рынок ценных бумаг»

Несмотря ни на что, рост неизбежен!

Андрей Беспалов

главный аналитик управления активами ИФК «Метрополь»

«Рынок ценных бумаг»

№ 9 май 2002 г.

«НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…»

Ситуация в мировой экономике такова, что на многих финансовых рынках сейчас затишье после бури. Действительно, один-два года назад многие финансисты в мире были встревожены теми процессами, которые происходили в Америке.

Несмотря на то, что американский фондовый рынок стоял на относительно высоких уровнях, в определенных спекулятивных кругах понимали, что надвигается очень мощная «гроза», наиболее сильные раскаты грома уже начали раздаваться летом 2001 г., в преддверии осени – традиционно тяжелого периода для фондового рынка США. Падение фондового рынка могло вызвать цепную реакцию: неуверенность потребителей – падение расходов потребителей – снижение цен на недвижимость – повторение японского варианта кризиса.

Перед терактами в сентябре 2001 г. в правительственных кругах шли серьезные споры, что делать и как выходить из кризиса. Разные экономические, финансовые и производственные группировки, желая спастись, пытались «тянуть одеяло» на себя. Но, в конечном счете, теракты в Нью-Йорке привели к парадоксальной вещи: трагедия помогла американской экономике пройти относительно безболезненно через надвигающуюся «грозу», притом, что фондовые рынки в тот момент резко упали вниз.

Что же произошло после взрывов? Трагедия общенационального масштаба привела к тому, что американское общество сплотилось, всякая политическая борьба в тот момент затихла, у страны появился общий враг – терроризм, и в этих условиях внимание было обращено на оборону. Все финансовые ресурсы, до этого оттягивающиеся разными группировками «на себя», пошли на оборону. Общество консолидировалось, американцы снова поверили в себя. Последовавшие в Афганистане успехи привели к тому, что цены на недвижимость пошли вверх. Это, собственно говоря, и спасло финансовую систему США. Вместе с упадком фондового рынка произошел рост рынка недвижимости, и, можно сказать, эти факторы скомпенсировали друг друга.

Конечно, проблемы в американской экономике остаются. Дисбаланс внешнеторгового оборота США огромен, и поэтому очень сложно давать прогнозы развитию фондового рынка. Вполне вероятно, что, скажем, через два-четыре года рецидивы текущего кризиса могут повториться. Единственное, что можно сказать сейчас, это то, что «рынок перепрыгнул через опасную яму» и в ближайшей перспективе, я считаю, особых проблем с американской экономикой ждать не стоит. Осенью могут быть очередные всплески напряженности на американских финансовых рынках, но это уже не приведет к столь серьезным последствиям.

Все дело в том, что у Америки сейчас есть «большой общий враг» – терроризм, а как известно, все империи сохраняют свою мощь до тех пор, пока у них есть внешние враги. История свидетельствует, что все «непобедимые» империи и государства рушились после того, как проблемы начинались именно внутри страны. В настоящее время у США существуют определенные проблемы, связанные с Ближним Востоком, с ростом цен на нефть, но, как мне видится, эти проблемы при всей их сложности решаемы. Известно, что сейчас в обмен на продовольствие, жестко лимитированное нормами ООН, Ирак продает около 2 млн баррелей нефти в сутки, а без санкций Ирак может продавать нефти значительно больше: до 3,5 млн баррелей, а значит, и мировые цены изменятся.

А ЧТО ЖЕ РОССИЯ ?

На финансовом рынке России – расцвет, то, что наблюдалось в Корее в конце 70-80-х годов, в Бразилии – в начале 90-х годов, во второй половине 90-х годов – в Китае, в настоящее время происходит в России. Каждая из этих стран была неким символом развивающихся рынков своего времени, и сейчас, в начале третьего тысячелетия, у России появился уникальный шанс сыграть свою роль на мировой арене.

Связано это в первую очередь с тем, что в последнее время в стране изменилась политическая ситуация. Высокие цены на нефть дают возможность правительству накопить финансовые ресурсы, что позволяет перестать «латать дыры» в бюджете и всерьез заняться реформами. Трудно отрицать, что современная Россия представлена на мировом рынке в первую очередь как экспортоориентированная страна, но нельзя не заметить и того, что нефтяные олигархи перестали думать о том, что в какой-то момент у них «могут все отобрать». Поэтому если раньше огромная часть нефтяной выручки оставалась за границей, то сейчас отчетливо видно, что многие нефтедоллары начали возвращаться в страну.

Огромную роль в этом сыграла позиция Президента В.Путина: новая команда ничего делить не стала, никакого передела собственности не произошло. Участники экономического сообщества осознали: мы играем по общим рыночным правилам, которые вырабатывает государство, причем в рамках этих правил участник должен распоряжаться своей собственностью эффективно.

Так, попытки поднять вопрос о залоговых аукционах, при помощи которых часто шла приватизация того же «Норильского никеля», ТНК, показали, что государство не стремится отобрать собственность у эффективных собственников. Другой пример, когда менеджмент Газпрома не эффективно распоряжался ресурсами и добыча газа в стране целое десятилетие снижалась (только недавно Газпром начал выходить на замедление темпов снижения добычи газа). В этой ситуации государством были продемонстрированы прямо противоположные методы – жесткое вмешательство исполнительной власти привело к замене управленческого состава. То есть власть на самом деле начала адекватно реагировать на поведение своих назначенцев в тех случаях, где оно имеет большие доли собственности. Замена менеджмента Газпрома привела к значительному росту котировок акций Газпрома, причем, в отличие от их роста в предыдущий период, в 1998 г., когда рынок вырос спекулятивно, а потом так же рухнул, в настоящий момент мы наблюдаем достаточно устойчивый, стабильный спрос на акции Газпрома со стороны финансового сообщества.

Российский фондовый рынок растет непрерывно уже с начала 2001 г. В какой-то степени можно говорить о том, что первый взлет фондового рынка произошел в преддверии президентских выборов 2000 г., но сразу после выборов рынок рухнул.

Сработал закон спекулянтов: «покупай слухи, продавай факты». Пока стоял вопрос о приходе нового лидера, все «покупали слухи», а когда «случился факт» – все начали продавать и фиксировать прибыль. Затем в течение года рынок корректировался, а с начала 2001 г. он начал опять медленно подниматься вверх. И все это происходило на фоне кризиса американской экономики, доходило до смешного: были периоды, когда единственной страной, фондовый рынок которой рос, в 2001 г. среди развивающихся стран была Россия.

После того как осенью «гроза» в Америке миновала, Президент В.Путин совершил один из главных своих поступков: он наконец-то открыто развернулся «лицом к Западу», пошел на достаточно рискованный, совсем не «популистский» шаг. Всем известно, что отношения с Америкой – это очень сложный момент, в первую очередь это прагматичная политика, действующая по принципу: они друзья тогда, когда мы им нужны, а когда мы им не нужны, они о нас забывают. В.Путин сделал очень серьезные подвижки, что послужило стимулом к приходу в Россию серьезных долгосрочных инвесторов. Взлет фондового рынка, который мы наблюдаем в конце прошлой осени и зимой 2001 г., был как раз связан с появлением крупных инвесторов. В настоящий момент рынок взял тайм-аут перед дальнейшим ростом.

В мае 2002 г. состоится визит Дж. Буша в Россию, и если все произойдет так, как планируется, и результаты визита будут положительными, то возможно бурное продолжение роста российского фондового рынка. Конечно же, есть ряд ограничивающих факторов, например в последние несколько недель фондовый рынок США опять начал корректироваться, что ведет к замиранию российского фондового рынка. Но если взять среднесрочный прогноз на два-три месяца, то скорее всего произойдет очень серьезный откат.

В целом если рассматривать долгосрочную перспективу, то, вероятно, в России произойдут очень серьезные сдвиги, причем не только структурного характера.

ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ…

На последние события в Думе, когда фактически произошла «антикоммунистическая революция», фондовый рынок еще не отреагировал, поскольку эти вещи все-таки связаны опосредованно, но так или иначе это косвенно указывает на то, что в стране идут серьезные политико-экономические сдвиги.

Многие говорят о том, что сейчас В.Путин очень грамотно готовит площадку для нового старта реформ: сначала произошло укрепление вертикали власти, потом – отсев неэффективных управленцев собственностью, а в настоящий момент потихоньку созревает почва для начала серьезных структурных сдвигов, причем эти сдвиги происходят повсеместно. И все это – на весьма противоречивом фоне роста цен на нефть в условиях обостряющегося ближневосточного конфликта.

Что такое цены на нефть для России? Для России, если брать цену на Лондонской бирже выше 18 долл. за баррель, - это значительная прибыль; при 18 долл. за баррель бюджет получается относительно сбалансированным, нейтральным по потребностям и возможностям экономики; когда же цены на нефть уходят ниже 18 долл. за баррель, нам нужно затягивать пояса. Когда цены на нефть достигают 26-27 долл. за баррель, как это происходит сейчас, мы получаем такой поток нефтедолларов в страну, что возникает проблема с реинвестированием прибыли.

Макроэкономическая ситуация в мире такова, что все складывается в пользу России, поэтому если взять проблему выплат внешнего долга в 2003-2005 гг., то, на мой взгляд, она уже в принципе не существует. По косвенным признакам можно сделать вывод, что нагрузка по выплатам на 2003-2005 гг. окажется не на много выше, чем была в 2001-2002 гг. А по большому счету, если цена на нефть окажется на текущих уровнях или даже снизится на несколько долларов (но останется выше 20 долл. за баррель), то в этих условиях российский бюджет без каких-либо проблем гасит все внешние долги.

Более того, по моему мнению, большая часть внешней задолженности уже перешла от иностранных к российским державам. Таким образом, деньги, которые предназначались на погашение внешней задолженности, будут распределяться внутри российской финансовой системы.

Теперь, что касается свободных денег в финансовой системе. Их так много, что реальные рублевые ставки, которые сложились в стране, на самом деле являются отрицательными. Парадоксальная ситуация, но есть одно серьезное НО – то, что «болела» российская экономика в 90-е годы и что привело потом к кризису системы ГКО – неумение эффективно распоряжаться деньгами.

Многие российские банки, а также правительство действовали по принципу: сначала займем деньги, а потом найдем способ, куда их деть. Особенно хорошо это было видно на примере региональных еврооблигаций: некоторые регионы, получившие право выхода на мировые рынки, получали еврозаймы, которые либо «проедались», либо просто «висели» на счетах, что в конечном счете привело к достаточно печальным последствиям.

Нужно ли вообще занимать деньги на рынке? Как мне видится, жесткая позиция правительства в вопросе займов на внутреннем рынке – реальные отрицательные процентные ставки – привела к тому, что мы получили наконец-то рост кредитования банками промышленности, что является очень серьезным структурным сдвигом. Сообщество, которое дает деньги в долг, гораздо более эффективно распоряжается деньгами самостоятельно, нежели через государственный административный аппарат. Существовавшая «пирамида» ГКО, когда основным заемщиком выступало государство, привела к тому, что банки дестимулировались к работе, они просто получали сверхприбыль на ГКО, что, естественно, окончилось жестокой расплатой.

Сейчас ситуация такова: финансовые инструменты в первую очередь нужны для эффективного перераспределения капитала, а не для привлечения инвестиций. Например, в банках, так или иначе аффилированных с нефтяным сектором, находятся гигантские остатки денежных средств. И в этих банках сейчас действительно есть проблемы с размещением денег, т.е. вопрос стоит об эффективности вложений.

Но не надо забывать, что в стране существует огромное количество секторов, которые недоинвестированы. Скажем, с советских времен остался серьезный задел в машиностроении, но структура собственности предприятий машиностроения такова, что у нас нет эффективного аппарата по поглощению инвестиционных ресурсов.

Дело в том, что, как правило, у собственников и менеджеров предприятий разные позиции и, следовательно, без их консолидации нет эффективного инструмента перераспределения финансовых ресурсов. То есть в первую очередь нужно поднимать вопрос об укрупнении разрозненных предприятий, о создании вертикально интегрированных технологических цепочек. Последний самый громкий пример – авиастроение, которое в условиях раздробленности просто неконкурентоспособно на мировом рынке.

Для решения проблем очень важна роль государства, так как консолидация (и приватизация) предприятий возможна только при жестком властном регулировании.

ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ !

Что касается прогнозов, то в 2002 г. российский фондовый рынок может показать около 400-450 пунктов индекса РТС, далее наверное, последует откат и скорее всего он произойдет во втором полугодии 2002 г. В ближайшие несколько месяцев рынок развивается оптимистично, а потом произойдет серьезная коррекция. В целом сейчас трудно говорить о том, где окажется максимум того подъема, который мы наблюдаем уже больше года, потому что все финансовые рынки так или иначе связаны с политикой.

Ситуация парадоксальна тем, что действующий президент достаточно хорошо справляется со своими обязанностями и ему нет никаких реальных альтернатив на следующих выборах. Возможно, финансовое сообщество «созреет» для какой-то серьезной политической борьбы только через выборы.

Как известно, в преддверии политической борьбы всегда происходит отток ресурсов из финансовой системы, но может случиться так, что мы получим настолько затянувшийся рост рынка, что этого перед следующими выборами просто не произойдет. Да, мы можем получить какую-то коррекцию, но это будет всего лишь коррекция, не о каких серьезных падениях российского рынка говорить не приходится.

Ближе ко второй половине года, вероятнее всего, мы получим серьезные подвижки в изменении кредитных рейтингов России. Так уж получилось, что в настоящее время рейтинговые агентства в отношении России очень осторожничают в том плане, что опыт 1997-1998 гг. оказался очень тяжелым и в этих условиях они стараются не торопиться с поднятием наших рейтингов. Но самым лучшим показателем рейтинга страны, на мой взгляд, является доходность ее внешних задолженностей.

То, что Россия сокращает в процентах к ВВП свою внешнюю задолженность, - самый лучший показатель платежеспособности страны. И если к 2005 г. удастся довести данное соотношение до 40%, то это будет огромной победой нашего правительства над финансовыми трудностями.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube