Мы в СМИ

26.10.2006

КОММЕРСАНТЪ-Приложение: Инвесторы выбирают энергетику

Виталий Гайдаев

Среди внесписочных бумаг биржи РТС и ее секции RTS Board найдется несколько десятков компаний, представляющих различные сегменты машиностроительной отрасли. Среди лидеров по числу сделок представлены компании и предприятия энергетического машиностроения, как наиболее востребованного сегмента отрасли. Далее идут возрождающиеся транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Список замыкают наименее востребованные инвесторами предприятия станкостроения.

Иностранцы снижают риски...

К первому эшелону машиностроения -- если судить по интересу инвесторов -- можно отнести предприятия, выпускающие энергооборудование: концерны «Силовые машины», «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и «Энергомашкорпорация». «ЭМАльянс» представлен фактически только заводом «Красный котельщик» (»ЗиО-Подольск" хоть и представлен в RTS Board, однако сделки с его акциями не заключаются). Эти компании раньше других начали консолидацию, и к настоящему времени сформировались как самодостаточные единицы. Конечно, неизбежно будет происходить их трансформация: кто-то будет расширяться, кого-то будут поглощать. И в первую очередь это связано с ростом государственного участия в экономике. Это проявляется и в концерне «Силовые машины», куда по убедительной просьбе государства вошло акционером РАО «ЕЭС России», и в ОМЗ, где с помощью Газпромбанка готовится консолидация атомного машиностроения. Вместе с тем с приходом государства эти предприятия не всегда теряют свою привлекательность. В связи с дефицитом и износом энергетических мощностей интерес к этому сектору повышен. Ожидается, что в ближайшее время в энергетику будут привлекаться инвестиции и часть средств пойдет на заказы оборудования у предприятий отечественного машиностроения. Согласно принятой ЕЭС России программе реконструкции, на нее будет потрачено около $67 млрд до 2010 года (о том, насколько реалистичны эти планы, см. материал на стр. 32). Кроме того, российские компании, прежде всего «Силовые машины» и ОМЗ, все более активно участвуют в международных тендерах. Нередко не самостоятельно, а в тандеме с крупнейшими мировыми производителями. Тем не менее протекция со стороны государства неизбежно должна повышать их шансы на успех. «Для «Силовых машин» огосударствление не так опасно, потому что существенная доля в ней принадлежит иностранцам (20% принадлежит концерну Siemens). Государство не будет ущемлять акционеров в компании, где присутствуют иностранцы, во-первых, потому, что это негативно скажется на имидже страны, а во-вторых, с ними еще придется сотрудничать»,-- считает аналитик ИК «Капиталъ» Михаил Пак. «По нашей оценке, в «Силовых машинах» объем заказов вырастет до $4 млрд к 2008 году. Основным катализатором роста станут заказы от РАО ЕЭС, так как компания является основным производителем турбин,-- отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.-- Ликвидность бумаги высокая, крупные иностранные фонды покупают эти акции на перспективу, благо free float позволяет новым инвесторам легко их покупать». «Красный котельщик», входящий в группу «ЭМАльянс», не менее интересен. Ведь около 60% мощностей ТЭЦ России оснащено котельным и 90% теплообменным оборудованием производства ТКЗ «Красный котельщик». Неудивительно, что периодически на рынке возникает интерес к бумагам «Красного котельщика». Например, 11 и 22 сентября объем торгов с акциями «Силовых машин» на РТС составил около $4 млн. Участники рынка называли в качестве заказчиков этой скупки и РАО «ЕЭС России», и Siemens, однако достоверных сведений пока нет. Тем не менее спекулянты активно играют на интересе стратегических инвесторов. Подобные движения были характерны и для акций «Красного котельщика». Однако в данном случае спрос определяли портфельные инвесторы. «Компанией заинтересовались западные инвестбанки, а впоследствии к ним присоединилось большинство отечественных брокеров,-- отметил Севастьян Козицын.-- Не исключено, что инвесторы просчитали возможный рост показателей за счет заказов от РАО «ЕЭС России»". Эти предприятия продемонстрировали и наиболее высокие темпы роста капитализации за минувшие 12 месяцев. К тому же они наиболее высоко оцениваются инвесторами. По историческому соотношению капитализации и выручки (1,3-1,7) они превосходят другие предприятия отрасли. Однако попытки активного проникновения зарубежных производителей в Россию могут лишить части заказов отечественного производителя внутри страны. «В РАО «ЕЭС России» определенной программы заказов нет. Их будут делать сами ОГК и ТГК, после того как станут частными. На деньги, вырученные от размещения ценных бумаг, они будут выставлять тендеры на оборудование. И конкурировать с иностранцами нашим компаниям будет сложно из-за более низкого качества. Впрочем, нашим производителям даст фору политическая составляющая»,-- отмечает аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. По мнению Михаила Пака, «не все оборудование при реконструкции энергетической отрасли будет заказываться у отечественных компаний. Модернизировать, несомненно, будут наши, так как в старом оборудовании смогут разобраться только они, а вот новое оборудование будет западное. Оно современнее, хотя и дороже».

...а государство их увеличивает

ОМЗ представляет собой корпорацию, которая специализируется в основном на инжиниринге, производстве, продаже и сервисном обслуживании оборудования для атомной энергетики и предприятий нефтегазового комплекса. Уже давно к активам компании присматривались структуры, подконтрольные государству. Осенью этого года атомные активы стали привлекательны и для портфельных инвесторов. Правительством была утверждена «Программа развития атомной отрасли на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», за счет которой отрасль сможет получить огромные средства. Объем финансирования должен будет составить примерно $25 млрд -- более $2 млрд в год. Значительная часть этих средств может быть направлена на закупку оборудования, которое производят ОМЗ. Эта программа ускорила процесс создания совместного с Росатомом предприятия. Газпромбанк и «Атомэнергомаш» заявили о намерении создать совместную компанию, которая в дальнейшем приобретет ряд активов атомного машиностроения в России, в том числе акции «Ижорских заводов» и блокирующий пакет акций «дочки» ОМЗ компании «ОМЗ-Спецсталь». Еще в феврале 2006 года о приобретении 75% акций объявила группа инвесторов, интересы которых представлял Газпромбанк. Тогда была объявлена оферта на выкуп оставшихся в обращении акций по среднерыночной цене (около $7 за акцию). Это решение фактически лишило акции ликвидности. «Медленно, но верно происходит перевод атомных активов в государственную компанию. В результате от такого эмитента, как ОМЗ, останется небольшая часть. Именно этот процесс делает компанию на данном этапе непривлекательной для инвестиций»,-- считает аналитик ИГ «Атон» Алексей Жук. Некоторые аналитики считают, что заявление Газпромбанка о выводе атомных активов из ОМЗ с дальнейшим делистингом компании было всего лишь игрой на понижение. «Компания сильно недооценена, по сравнению с ценой бумаг на начало года она сильно отстала,-- считает Михаил Пак.-- Теперь компания начала прибавлять в капитализации. Однако из-за низкого free float (5-7%) крупных инвесторов не осталось, в бумаге остались одни спекулянты». Впрочем, для инвесторов существуют и другие риски. К настоящему времени Газпромбанк сконцентрировал в своих руках почти 95% акций компании. Это позволяет ему объявить программу принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров. И цена может оказаться весьма далекой от ожиданий инвесторов. У государства жесткая позиция во всем, что связано с мирным атомом. В связи с интересом к атомной отрасли спрос частных инвесторов на такого рода активы постепенно снижается, а сами группы для привлечения частного инвестора перестали делать что-либо. Очередным объектом поглощения со стороны государства может оказаться и «ЗиО-Подольск», входящий в «ЭМАльянс». По словам старшего аналитика ИК «Антанта Капитал» Ильи Макарова, «именно он наиболее интересен Росатому, который совместно с «ЭМАльянсом» планирует создать на базе «ЗИО-Подольск» подконтрольную ему компанию». Именно поэтому эта компания остается наименее оцененной со стороны инвесторов. При выручке, составляющей около $190 млн, ее капитализация не превосходит $6 млн.

Рассчитывать только на себя

Вторым эшелоном среди предприятий машиностроения на фондовом рынке идут компании, относящиеся к железнодорожному транспорту, а также сельхозмашиностроению. Крупнейшим игроком на рынке железнодорожного транспорта выступает «Трансмашхолдинг». Он консолидировал в своих руках несколько крупнейших предприятий отрасли, в том числе Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), «Коломенский завод», НЭВЗ и Брянский машиностроительный завод. Несмотря на то что все эти компании представлены на бирже РТС, сделки заключаются преимущественно с акциями ТВЗ и «Коломенского завода» -- наиболее капитализированных предприятий холдинга. При этом оцениваются они инвесторами существенно ниже, чем акции лидеров энергетического машиностроения. По мнению аналитиков, основная причина этого в том, что компании являются финансово обеспеченными. «У них нет проблем с финансированием, их полностью обеспечивает РЖД»,-- считает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков. У многих компаний сектора имеются заключенные генеральные соглашения с ОАО РЖД до 2010 года, в рамках которых происходит наращивание производственных мощностей и разработка новой техники. «Они контактируют с рынком только через привлечение заемных средств»,-- отметил аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. При этом если сектор локомотивостроения консолидировался в лице «Трансмаша», то производство вагонов до сих пор разрозненно. «В процессе реформирования РЖД спрос на вагоностроение может вырасти, и это приведет к последующей консолидации вагоностроительных компаний,-- считает Михаил Лямин.-- «Трансмаш» может выступить в этом случае как заинтересованное лицо в присоединении этих заводов». Компании сельскохозяйственного машиностроения также в большей степени являются статистами на рынке. Например, еще два-три года назад на рынке были акции «Ростсельмаша», но сейчас их нет. Таганрогский комбайновый завод представлен среди акций биржи РТС, однако сделки с ними не заключались в последние два года. Аналогичная ситуация и с акциями Тульского комбайнового завода, представленного в системе RTS Board. Крупнейшим игроком сектора является концерн «Тракторные заводы», который объединяет 11 машиностроительных заводов различного профиля. Промышленное тракторостроение представлено «Промтрактором» и Чебоксарским агрегатным заводом. Как и во всем машиностроении, есть проблемы, связанные не с привлекательностью предприятий, а с желанием их владельцев привлекать портфельных инвесторов. «Компании отрасли не реструктуризированы, качество отчетности оставляет желать лучшего,-- считает аналитик ИК «Центринвест Секьюритис» Максим Иванов.-- Им не интересен рынок акций. Пока что они живут за счет облигаций и банковских кредитов. Им этого достаточно». Третьим эшелоном, фактически стоящим на «запасном пути», можно считать станкостроение. «На данный момент этот сегмент для инвесторов наименее перспективен. Его необходимо развивать с нуля, а это требует огромных вложений, которые могут не окупиться»,-- считает Михаил Пак. Неудивительно, что на рынке котируются лишь акции челябинского завода «Станкомаш» и новосибирского «Тяжстанкогидропресса». Отсталость этого сектора диктуется всей новейшей историей России, когда после развала СССР и советского ВПК этот сектор перестал быть востребованным. Долгое время в сектор не вкладывались средства для его восстановления, потребуются значительные капиталовложения. «Смысла развивать эту отрасль нет, потому что мы сильно отстали. Единственное, что необходимо развивать в независимости от мирового положение, так это стратегические отрасли, чтобы отсутствовала зависимость от иностранных компаний»,-- подвел итог аналитик «Рай Ман энд Гор Секьюритиз» Евгений Линтчев.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube