Мы в СМИ

31.08.2009

ЭКСПЕРТ-ВОЛГА: Впереди паровоза

Галина Щербо

Поволжские логистические провайдеры планируют расширить свой бизнес за счет обслуживания регионального и транзитного контейнерного трафика. Для этого они создают необходимую инфраструктуру и выстраивают стратегию на опережение спроса

Нижегородский холдинг «Логопром» рассчитывает к 2010 году вдвое — до 60% — увеличить долю контейнерных перевозок в общем объеме доходов. Наращивание объемов стало возможно с пуском в начале августа первой очереди «сухого порта», в строительство которой холдинг вложил 10 млн долларов. Это долгожданный проект «Логопрома», который получил статус контейнерного оператора в 2007 году, но до сих пор не имел постоянного доступа к инфраструктуре Российских железных дорог (РЖД) и ежегодно обновлял разрешение на приемку грузов.

Создание необходимой инфраструктуры и демонополизация контейнерных перевозок, основным оператором которых был подконтрольный РЖД «Трансконтейнер», позволит логистам привлечь крупных клиентов с большим объемом грузов и увеличить поволжский транзит. Президент Поволжской логистической ассоциации (ПЛА) Андрей Иванов оценивает создание «сухого порта» как задел на будущее: сегмент контейнерных перевозок пока крайне мал, и задача логистов - формировать будущий спрос, предлагая сегодня необходимые услуги.

Складывают «кубики»

В мировой практике доля контейнерных грузоперевозок достигает 80%, в России - не более 10% грузового трафика. По данным «Финама», в 2008 году этот показатель составил лишь 4,5 млн TEU (или контейнеров в 20−футовом эквиваленте), в то время как, к примеру, в Китае - 390 млн TEU. По оценкам ПЛА, сейчас в Приволжском федеральном округе обрабатывается ежемесячно 15 тыс. TEU грузов, из них четыре тыс. TEU - в Нижнем Новгороде.

И без того небольшой сегмент существенно сократился с начала 2009 года. Из-за кризисного падения объемов промышленного производства объем контейнерных перевозок в связи с кризисом упал весьма значительно - на 40%. Тем не менее логисты смотрят в будущее с оптимизмом. С восстановлением промышленного производства и притока импортных товаров этот сегмент будет увеличиваться хорошими темпами.

У контейнеризации в Поволжье большой потенциал, отмечают в ПЛА: до кризиса ежегодный прирост контейнерного импорта по Транссибу составлял 15−20%, объем контейнеропригодных грузов ежегодно увеличивался на 20%.

Наиболее динамично этот сегмент развивался в 2006−2008 годах, с началом реализации крупных инвестпроектов на предприятиях Поволжья, когда начались доставки проектных грузов для Выксунского метзавода, бумкомбината «Волга», ГАЗа, «Ижавто», Ульяновского автозавода. Наибольший прирост контейнерного оборота был достигнут на пунктах Куйбышевской железной дороги в Башкортостане, где контейнерными поездами отправляет нефтепродукты «Салаватнефтеоргсинтез», и в Ульяновской области - там контейнерами перевозятся внедорожники UAZ Patriot и комплектующие для грузовиков Isuzu.

Структура контейнерного грузооборота может быть значительно расширена, отмечает Андрей Иванов из ПЛА: любой груз дороже 200 долларов за тонну выгоднее перевозить в контейнерах. Это позволит сократить время на доставку и обработку груза. Оживление в этом сегменте аналитик ИФК «Метрополь» Надежда Тимохова связывает с ростом культуры грузоотправителей, которые на собственном опыте убеждаются в удобстве и надежности этого способа перевозки.

Задел на будущее

До сих пор региональные грузы обрабатываются по большей части на питерских и московских площадках, где они составляют треть от общего объема грузопотока. Для того, чтобы перевести его в регионы, не хватает мультимодальных терминалов, отмечают в ПЛА. Крупные промышленные центры Поволжья находятся на пересечении железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, связаны речными и авиационными путями. В связи с этим высока актуальность проектов по производству и сервисному обслуживанию всех типов контейнеров, судов-контейнеровозов смешанного плавания, подвижного состава, платформ, ричстакеров, речных и железнодорожных контейнерных перегружателей. Технические возможности Транссиба позволяют пропускать до 100 млн тонн грузов в год, в том числе один миллион контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, подсчитывают в ПЛА.

На базе «сухого порта» в Нижнем Новгороде, в состав которого входит таможенно-логистический комплекс «Логопрома», холдинг готов уже сейчас создать центр таможенного оформления всех железнодорожных грузов, перевозимых по Транссибу из российских портов в Москву и центр России. В то время как Федеральная таможенная служба планирует перенести внутрь страны таможенное оформление таких грузов только к 2014 году. Часть транзитного трафика примет на себя открывшаяся летом 2009 года первая очередь логистического центра «Q-Парк Казань», построенная ирландским оператором Quinn Group (QG). Логоцентр расположен в двух километрах от международного аэропорта «Казань», неподалеку от развязки автодорог, ведущих к Москве, Екатеринбургу, Самаре, Перми, Челябинску, Нижнему Новгороду и Уфе. Инвестор рассчитывает в ближайшие пять лет реализовать в России не менее десяти логистических проектов и рассматривает Татарстан как базовый регион для дальнейшего продвижения на Урал и сибирские области. Татарстан и сам генерирует значительные объемы контейнерных грузов различного назначения. Так, первыми проявили заинтересованность в услугах логоцентра компании Schneider Electric, McDonald's и Michelin.

Работают над развитием и расширением своей региональной терминальной базы в ПФО РЖД и «Трансконтейнер». На 2008−2009 год для горьковского филиала «Трансконтейнера» запланировано 800 млн рублей на реконструкцию контейнерных терминалов. В расчете на будущий рост контейнерных перевозок до 2010 года будут реконструированы контейнерные терминалы на станции Костариха с полной ее переориентацией на работу с крупнотоннажными контейнерами. В результате реконструкции емкость контейнерных площадок станции Костариха увеличится втрое - до 1500 TEU, размер погрузочно-разгрузочных фронтов увеличится с 40 условных вагонов до 140. На станциях Лагерная и Киров-Котласский увеличение объемов переработки контейнеров после расширения зон терминального обслуживания в целом составит более 25%.

Поборются за клиентов

Получив доступ к инфраструктуре РЖД, «Логопром» усилил свои позиции в конкуренции с «Трансконтейнером». Тем не менее «дочка» РЖД остается ведущим оператором в Поволжье; в первом квартале 2009 года в России перевезено 310 тыс. TEU, что на 12% меньше, чем годом ранее, сообщил генеральный директор компании Петр Баскаков. В целом по году он ожидает снижения объема контейнерных перевозок не более чем на 8%. «Трансконтейнер», как и «Логопром», стремится наращивать объем перевозок на базе долгосрочных договоров. В собственности компании находится свыше 23 тыс. фитинговых платформ и более 53 тыс. крупнотоннажных контейнеров. В этом ее существенное преимущество перед «Логопромом»: у холдинга нет собственного подвижного состава и парка контейнеров, он намерен взять пять тыс. контейнеров в лизинг.

По словам Петр Баскакова, одно из наиболее перспективных направлений развития компании - услуги аутсорсинга для автопроизводителей. Такая технология уже применяется при поставках автокомплектов на завод Volkswagen в Калуге. Теперь «Трансконтейнер» намерен предложить ее каждому автомобильному заводу. Кроме того, в начале июня «Трансконтейнер» подписал меморандум о сотрудничестве с Выксунским металлургическим заводом (ВМЗ), которому перевозчик будет поставлять железнодорожные платформы под заявленный объем отгрузки труб для газопровода Nord Stream. Сейчас отправкой продукции ВМЗ занимается 14 операторов, «Трансконтейнер» рассчитывает взять на себя основной объем грузоперевозок благодаря ускоренному движению контейнерных поездов. Проект «Транссиб за семь суток», который сейчас реализует «Трансконтейнер», предусматривает увеличение скорости движения контейнерных грузов, на некоторых участках она возрастет с 350 до 1000 км в сутки вагонов продукции ВМЗ. «Дочка» РЖД готова формировать для своих клиентов любые маршруты движения контейнерных поездов.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube