Мы в СМИ

30.09.2003

Газета «Газета»

«Что, государство должно бороться само с собой?»

Cроительный бум споткнулся о монополистов

Госстрой решил поддержать строительный бум в России. Отечественные производители стройматериалов не в состоянии сегодня удовлетворить спрос потребителей своей продукции, констатировали чиновники ведомства на прошедшей вчера коллегии, - отсюда и рост цен. Госстрой обещает содействовать развитию строительной отрасли различными мерами, в частности «налоговыми каникулами» для малого предпринимательства. Впрочем, «малыши» полагают, что чиновники ищут проблему не там, где надо. Региональные монополисты вытесняют конкурентов с рынка, причем при непосредственной помощи местных властей. «Объемы ввода нового жилья, подрядных работ, инвестиций в строительстве существенно возросли, - констатировал вчера на коллегии заместитель председателя Госстроя Анатолий Петраков. - Доля федерального бюджета в строительстве снижается, регионального - возрастает, при этом растет процент привлеченных средств по сравнению с собственными». ассортимент не тот Это свидетельствует о выходе отрасли из кризиса, сделали вывод чиновники, и единственное, что ей мешает успешно развиваться, - нехватка стройматериалов. Конечно, их производство в России также возросло. По данным Госстроя, начиная с 1999 года производство цемента увеличилось на 7,5%, линолеума - на 14,2%, керамической плитки (для внутренней облицовки стен) - на 24,2%, для пола- на 33,4%. Однако «ассортимент не полностью отвечает потребностям современного строительства». «Техническое оснащение предприятий, производящих стройматериалы, значительно ниже зарубежных, а изношенность фондов и вовсе ведет к сокращению производственных мощностей», - говорит заместитель председателя Госстроя Лариса Баринова. Для производства конкурентоспособной продукции, как решили участники коллегии, нужно поощрять развитие малого предпринимательства в сфере строительства. В настоящее время отрасль промышленности стройматериалов включает 9,5 тысячи предприятий, но лишь около 7% объема промышленной продукции приходится на малые предприятия. «Для поддержки предпринимательства необходимы и налоговые льготы, в частности «налоговые каникулы» на период до пяти лет для создающихся предприятий, чтобы облегчить их вступление на рынок», - подчеркнула Баринова. избавиться от конкуренции и диктовать цены Однако малые предприниматели, с благодарностью восприняв инициативу Госстроя, тем не менее видят основную проблему совсем в ином: участие малого бизнеса в производстве стройматериалов могло бы быть существенно больше, если бы не заслон, выставленный монополистами. И монополистические тенденции становятся тем сильнее, чем больше спрос на стройматериалы и чем большую прибыль начинает приносить этот бизнес благодаря строительному буму. «Уже существует монополия на рынке цемента, сейчас точно так же монополизируется рынок щебня», - пояснил Газете руководитель комиссии «ОПОРЫ России» по строительству Владимир Чиналиев. С ним согласен эксперт по недвижимости ИК «Метрополь» Олег Король. По его словам, проблема монополизма очень остро встала на рынке цемента: монополисты скупают мелкие заводики, но не для того, чтобы их развивать, а чтобы избавиться от конкуренции и диктовать цены. «монополия появляется на крупных заказах» А если в регионе появляется производство, принадлежащее достаточно крупному собственнику, то составить ему конкуренцию становится вообще практически невозможно. «Если в одной из российских областей есть завод по производству пропиленовых труб, то другой уже там не построишь», - говорит один из участников строительного рынка, попросивший не называть его имени. «Как только в том или ином регионе появляется монополист, цены на его продукцию сразу же взлетают на 20-30%», - говорит Чиналиев. «Так было года два назад в Москве, когда крупный производитель - «Штернцемент» - поднял цены сразу на 30%, из-за чего цены на жилье автоматически взлетели», - подтвердил Король. Выход для местных властей в борьбе с монополистом-производственником мог бы быть в налаживании торговых связей с другими регионами, полагают эксперты. Однако зачастую монополистические тенденции только усугубляются политикой местных властей. «Проблема в том, что монополистами становятся не предприятия, а сами власти, участвующие в производстве, - пояснил Газете один из предпринимателей. - Получается, что государство должно бороться само с собой». По словам Олега Короля, «монополия появляется на крупных заказах, которые, понятно, где-то кем-то лоббируются». Зачастую монополии возникают при поддержке крупных строительных компаний, которые сами становятся акционерами заводов-производителей, поясняет аналитик.

АРИНА ШАРИПОВА, НАТАЛЬЯ БИЯНОВА

Газета



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube