Мы в СМИ

28.01.2004

Газета «Известия»

Российские порты не выдерживают конкуренции  

Татьяна Рыбакова

 

В 2003 году в портах переработали грузов на 9% больше, чем в предыдущем году. Вроде бы неплохо, если забыть о том, что в 2002 году рост грузопереработки составил 30%. Простым увеличением мощностей объемов уже не нарастишь, портовикам придется начать активную борьбу за клиента - снижать тарифы на перевалку и улучшать обслуживание. Рекордный рост 2002 года был вызван кумулятивным эффектом государственных усилий предыдущих лет, считает председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Виталий Южилин: реализация целевых программ, создание Морской доктрины страны, начало унификации железнодорожных тарифов стимулировали приток инвестиций в порты. В результате 2002 год стал годом массового ввода новых мощностей как в новых портах (ввод в строй портов Приморск и Витино), так и в существующих. В прошлом году возможности роста прямым увеличением мощностей были исчерпаны. «В 2003 году рост грузоперевалки был связан только с ростом внешнеторговой деятельности», - говорит Южилин. Однако самим портам на достигнутом останавливаться не хочется. Немудрено: эксперты прогнозируют дальнейший рост внешнеэкономической деятельности, а существующих мощностей будет достаточно только до 2005 года. Российские экспортеры в большинстве своем перенаправили поток своего экспорта на отечественные порты (часто благодаря тому, что сами вошли в их акционерный капитал). А вот импортеры, особенно на Северо-Западе, предпочитают использовать порты Финляндии. По оценкам эксперта по внешнеэкономической деятельности компании CTM Валерия Глыздова, морем в Россию привозится более половины импорта. При этом через российские порты, по оценкам ГТК, ввозится чуть менее четверти. Европейским импортерам удобнее работать через «свои» финские порты, считает президент Гильдии экспедиторов Семен Резер. Более того, напоминает он, недогруженные мощности финских портов побуждают финское правительство активизировать переговоры с российской властью об увеличении потока грузов из России в направлении Финляндии. «Это возможно за счет увеличения транзита через Россию, - говорит Резер. - Но он увеличится только с появлением на нашем рынке крупной международной транспортной компании». Ситуация усугубляется еще и предстоящим вступлением в ЕС прибалтийских стран: их порты давно работают над привлечением грузов на свои мощности. Конечно, «узким местом» при ввозе в Россию импорта, пришедшего в иностранные порты Балтики, остается довоз товаров в Россию автофурами. Но, по словам пресс-секретаря Ассоциации международных автоперевозчиков Антонины Камчатовой, сейчас идут активные переговоры с прибалтийскими портами по созданию схемы упрощенного пересечения границы, наподобие механизма, отработанного на Финляндии. По словам Камчатовой, несмотря на некоторую посленовогоднюю неразбериху с введением новых таможенных правил, на российско-финской границе очереди грузовиков не увеличились. По мнению Резера, порты уже сейчас должны задуматься о дальнейшем увеличении мощностей. В первую очередь - контейнерных терминалов, так как треть иностранных грузов перевозится в контейнерах. Однако, по словам совладельца компании TranCare Russian Владимира Ашуркова, ситуация с контейнерными мощностями кардинально улучшится с 2007 года, когда войдет в строй новый терминал в порту Усть-Луга. «Некоторое время будет даже излишек мощностей», - говорит Ашурков. А пока, по мнению Резера, достаточно скоординировать работу всех участников транспортировки: судоходных компаний, портов, железнодорожников и самих перевозчиков. Пока каждый из них работает по принципу: хватай побольше - потом разберемся. В результате не хватает всего: вагонов, портовых мощностей, судов. «Не надо устраивать давку в дверях, - образно говорит Резер. - Достаточно организовать нормальный проход для всех». По словам Резера, первые результаты уже есть. Полгода назад при Гильдии экспедиторов были созданы координационные советы перевозчиков скоропортящейся продукции и контейнеров. На днях создан координационный совет нефтеперевозчиков. Советы работают на принципах саморегулируемой организации: имеющиеся мощности железной дороги, портов и другой необходимой инфраструктуры перевозчики сами распределяют между собой, а полученные графики передаются владельцам перевозочных инфраструктур. По мнению президента Союза транспортников России Виталия Ефимова, в России до сих пор велики транспортные издержки: если в ведущих странах они составляют 13%, то у нас 20-30%. Он оценивает потери экономики от высоких транспортных расходов в 3% ВВП. «Борьба за клиента» российских портов должна снизить стоимость морской транспортировки грузов. Тем более что морской транспорт в прошлом году уже снизил свои цены почти на 2% и, по словам директора Российского союза судовладельцев Михаила Щукина, тенденция к понижению (за исключением нефтеперевозок) сохраняется. Эксперты, по словам Ефимова, оценивают рынок внешнеторговых грузов в России в $6 млрд, и это сумма, за которую стоит побороться даже за счет снижения доходности на единицу товара. А значит, импортные товары доставлять в Россию будет все дешевле. Аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев указывает на увеличение дешевого импорта из Китая и стран Азии, а также на удешевление американского и японского импорта. Европейские товары уже сейчас им проигрывают по цене. В этих условиях европейским импортерам могут понравиться недорогие тарифы российских портов. Единственное условие - возможности контейнерных терминалов наших портов на Балтике. «Наши порты должны по примеру «Аэрофлота» входить в международные альянсы грузоперевозчиков или консолидироваться с крупными трейдерами», - уверен Нуштаев. Даже если конкурентная борьба окажется не в пользу российских портов, результатом ее станет удешевление перевозок. Правда, подешевеют ли от этого импортные товары в розничной торговле, сказать сложно. Раньше торговля любила кивать на дорогую транспортировку, рост доллара, евро и проч., но история с повышением розничных цен после отмены 5% налога с продаж, навевает сомнения. Тем не менее эксперты прогнозируют возможность снижения цен - если жадность торговли не возьмет верха над здравым смыслом.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube