Мы в СМИ

23.09.2005

RBC Daily

«Газпром» стремится в «мирный атом»

Переговоры о приобретении ОМЗ имеют под собой реальную основу, считают аналитики

 

Алексей Виноградов

 

Один из основных владельцев холдинга «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) Каха Бендукидзе ведет переговоры о продаже своей доли с представителями крупных российских компаний. В число таких компаний, упоминаемых СМИ со ссылкой на источники, близкие к переговорам, входит «Газпромбанк», интерес к ОМЗ проявляют ООО «Базовый элемент» («Базэл»), УГМК и ОАО «Северсталь-транс». ОМЗ – одно из трех крупнейших российских объединений тяжелого машиностроения. В его структуру входят «Уралмашзавод», «ОМЗ-спецсталь», Ижорские заводы и еще несколько десятков предприятий, включая недавно приобретенные чешские активы (Skoda Steel и Skoda JS). Все предприятия разделены на четыре дивизиона («ОМЗ-Атом», «Горное оборудование», «Спецсталь» и «Уралмаш-Промуслуги»). Основными владельцами ОМЗ являются нынешний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе, его партнеры и бывший менеджмент ОМЗ (42% акций), иностранные институциональные инвесторы (27%) и российские институциональные инвесторы (14%), среди которых называется еще одна дочерняя структура ОАО «Газпром» – ПФ «Газфонд». Выручка от реализации компании в 2004 г. составила по МСФО 531 млн долл. США, EBITDA – 39,5 млн долл., чистая прибыль – 61,022 млн долл. Наибольший рост по итогам года отмечен в дивизионе горного оборудования – 107% (объем продаж 96,3%). Дивизион «Спецсталь» в прошлом году вышел на показатель 180,5 млн долл. (рост 75%), «Промуслуги» по итогам года выросли на 52% (160,1 млн долл.). Замедление темпов роста отмечено в атомном дивизионе – на этом направлении продажи не превысили 146 млн долл. Появление в прошлом году упомянутого газпромовского фонда среди акционеров ОМЗ породило множество слухов о стратегических намерениях концерна Алексея Миллера в отношении компании Кахи Бендукидзе. Впрочем, тогда представители «Газпрома» эти слухи опровергали. Относительно переговоров о получении контрольного пакета в ОМЗ добиться комментариев у предполагаемых партнеров не удалось, но аналитики не сомневаются, что переговоры ведутся – по крайней мере, между двумя указанными сторонами. «Что касается УГМК и «Северсталь-транса», то они не будут участвовать в этом проекте, во всяком случае, никакого видимого интереса к нему они не проявляли, – говорит аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина, – «Базэлу» отдельные активы ОМЗ, конечно, интересны, но вряд ли компанию Олега Дерипаски устроит роль ни на что не влияющего миноритария всего машиностроительного холдинга. Что касается «Газпрома», то он выполняет госзаказ, связанный с прицелом государства на создание национального энергомашиностроительного объединения, куда войдут и ОМЗ, и «Силовые машины», и ряд инжиниринговых компаний и НИИ, которых в уставной капитал новой компании передаст государство». Как говорят аналитики, неудавшееся слияние ОМЗ и «Силовых машин», затем столь же неудачная попытка Siemens купить «Силовые машины» (заявка была отклонена ФАС с формулировкой «угроза возникновения монополии») вялые претензии «Базэла» на указанный актив и, наконец, более четкие планы РАО «ЕЭС» отражают в той или иной степени «государственные раздумья» относительно перспектив тяжелого машиностроения. ОМЗ, «Силовые машины», как и группа «Энергомаш», пока обеспечены контрактами на обслуживание «мирного атома» и электромощностей других видов на пространстве, некогда осваивавшемся советскими энергетиками, – вплоть до Индии и Вьетнама. Однако в правительстве, видимо, задаются вопросом: долго ли смогут эти компании порознь противостоять технологической мощи Siemens, General Electric, Alstom и других международных гигантов? И не вернуть ли тяжелое машиностроение если не под контроль государства, то хотя бы под некую единую структуру – на манер создаваемого единого авиастроительного холдинга? Впрочем, пока это только раздумья.  «Для государства, фактически контролирующего сам «Газпром», экономической целесообразности в приобретении ОМЗ пока нет, – говорит старший аналитик ФК «УРАЛСИБ» Вячеслав Смольянинов, – если не иметь в виду некие долгосрочные стратегические планы по созданию мощной национальной машкорпорации. Но поскольку четкого понимания схемы и принципов деятельности такой корпорации не прослеживается, пока сложно говорить об экономическом эффекте сделки и в дальней перспективе». Между тем, говорят аналитики, не исключено, что помимо стратегического заказа главного акционера «Газпром» может иметь и собственный интерес к ОМЗ. «Помимо государственных целей, у «Газпрома» в данном случае могут быть собственные: холдинг уже покупал у структур Кахи Бендукидзе отдельные активы, и, думаю, все, что связано с производством энергетического оборудования, в принципе интересно «Газпрому» и сейчас, – считает Денис Нуштаев из ИФК «Метрополь». – Точно так же, как металлургическим холдингам интересен горно-металлургический дивизион. В данном случае такой различие интересов настолько очевидно, что вероятнее всего не покупка пакета всей корпорации, а ее постепенная продажа по частям». «Экономическая логика в приобретении «Газпромом» ОМЗ есть, – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Все-таки речь идет о такой перспективной отрасли, как оборудование для атомной энергетики, притом что стоимость указанных активов по сравнению с другими предполагаемыми покупками («Сибнефть») совсем невелика. Определенная диверсификация активов имеет свой смысл в плане распределения рисков».

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube