Мы в СМИ

18.07.2005

Русский полис

ЗНАМЕНИЯ ТОЛЧЕИ

 

Брокер-дилерский бизнес на отечественном рынке ценных бумаг становится все более высококонкурентным при стабильной тенденции снижения его рентабельности. Очевидно, что с развитием отечественного инвестиционого рынка будет меняться и его инфраструктура, в частности, будет эволюционировать расклад в брокер-дилерской индустрии. Рынок брокер-дилерских услуг в российской инвестиционной отрасли сегодня является высококонцентрированным по географическому признаку, с четко выраженными центрами активности профучастников. По данным Федеральной службы по финрынкам (ФСФР), на начало апреля 2005 г. число организаций, имеющих лицензию на осуществление брокерской деятельности, составило 1409. Среди них на Москву и Московскую область приходится около 56 % (785 организаций), на долю Санкт-Петербурга и Ленинградской области 6,5 % (91 организация). Неудивительно, что львиная доля биржевого оборота также приходится на Московский регион, хотя заметен и ряд сильных региональных компаний - например, «Брокеркредитсервис» , ВЭБ-Инвест.ру. Филиальные сети и информационные технологии помогают брокер-дилерам стирать географические границы и снижать влияние фактора распределения клиентуры. В декабре прошлого года число брокеров, использующих интернет - шлюз фондового рынка ММВБ, достигло 274, в декабре 2003 г. их было 238. В настоящий момент огромное количество сделок на ММВБ (около 90 %) проходит через интернет - шлюз. По данным Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), за 2004 г. в России на одного крупного брокера приходится в среднем несколько тысяч инвесторов, тогда как, например, в США - десятки тысяч. Причем зарубежные инвестбанки присутствуют в России как брокеры для крупных единичных клиентов. Совокупный объем торгов полусотни ведущих брокеров составляет существенную долю (около 85 %) от общего биржевого оборота (РТС и ММВБ). Это показывает высокую (и устойчивую) концентрацию торговой активности в руках ограниченного круга профучастников (по оценке НАУФОР, в 2004 г. на 20 крупнейших компаний приходилось 85 % совокупных оборотов, в 2003 г. на первую двадцатку приходилось более 78 %, а в 2002 г. - менее 72 %.). Одновременно с развитием информационных технологий, в том числе с развитием интернет - трейдинга, брокерский бизнес становится все более высококонкурентным, а его рентабельность снижается и будет снижаться.

 

Маржинальный стимулятор

В структуре доходов брокерской деятельности, по оценкам источников «Русского полиса», главенствуют доходы по кредитам от маржинальных сделок, а не комиссионные. По разным подсчетам, доля доходов от маржинальных сделок в общем объеме торгов на российском фондовом рынке доходит до двух третей и больше, тогда как, исходя из опыта автора этих строк, на развитых рынках ситуация диаметрально противоположная. Ради прибыльности многие отечественные брокеры до сих пор через «серые» схемы обходят ограничения по установленной ФСФР предельно допустимой величине маржи. Этот перекос сформировался в том числе из-за неразвитости в России срочной секции фондового рынка, которая должна переключать на себя значительные объемы маржинальных сделок. Чиновники ФСФР понимают это - в частности, в Стратегии развития финансового рынка России констатируется, что неразвитость рынка производных финансовых инструментов обусловливает сохранение высоких размеров начальной маржи и, соответственно, снижает ликвидность рынка. Сдерживающими факторами являются также неадекватность учета опционов для целей резервирования у банков и собственного капитала у профучастников рынка ценных бумаг (РЦБ). В среднесрочной перспективе, после законодательного урегулирования срочного рынка, большая часть маржинальных сделок на спотовом рынке перейдет на него, из-за этого доходы брокер-дилеров от кредитования при маржинальных сделках сократятся, и это сильно ударит по ним и еще больше обострит конкуренцию среди профучастников РЦБ. Конечно, изменение в пропорции доходной части не будет носить резкого характера, а будет проходить эволюционно и даст наиболее сильным компаниям возможность адаптироваться, например, диверсифицировать бизнес. В целом, при условии отсутствия потрясений на отечественном финансовом рынке, тенденция снижения ставок по маржинальному кредитованию будет усиливаться, и это также является фактором конкурентной борьбы и выживания брокер-дилеров.

 

Закономерные ориентиры

Сейчас из-за растущей конкуренции все сильнее обозначается тенденция расширения присутствия крупных московских и некоторых региональных брокеров в глубинке России. Остается открытым вопрос о форме экспансии. Более гармонично это будет происходить у банков с помощью предоставления еще одного вида услуг на базе их региональных отделений. Где-то будут скупаться мелкие региональные брокеры с их клиентской базой, в некоторых местах будут создаваться брокер-дилерские отделения с нуля. Также возможна форма сотрудничества с местными компаниями через субброкерскую схему. Например, инвесткомпания «Брокеркредитсервис» создавала филиал в Иркутске с нуля, а где-то делает на базе местных компаний. Группа «Атон» строит сеть на основе существующих местных брокеров через субброкерскую схему, инвесткомпания «АЛОР Инвест» развивает региональную сеть самостоятельно. Возрастающая конкуренция будет вынуждать профучастников либо диверсифицироваться, либо, наоборот, искать узкую нишевую специализацию и превращаться в «инвестиционный бутик» , либо сходить со сцены. С течением времени компании сделают больший упор на доверительное управление и продвижение услуг коллективных инвестиций (ОФБУ, ПИФ) так как рентабельность брокерских услуг станет очень низкой. Уже сейчас эта тенденция оформилась в виде бурного увеличения андеррайтеров и числа ПИФов и ОФБУ. А например, инвестгруппа «Метрополь» в конце марта 2005 г. сообщила, что занялась освоением и разработкой месторождений полиметаллических руд в сотрудничестве с китайскими компаниями Shui Kou Shan и Taizhou Huatian Industry. Вряд ли в ближайшее время в брокер-дилерской среде мы увидим тенденции укрупнения, аналогичные банковским, которые являются следствием реформ Центробанка по увеличению уставных капиталов, ужесточению нормативов и так далее. Поскольку сектор небанковских профучастников РЦБ развит слабее банковского рынка, слияния и поглощения будут происходить исключительно из-за рыночных факторов, прежде всего клиентской базы (например, брокер «Антанта-Капитал» в конце 2004 г. купил компанию «Нэттрэйдер»). В России давно присутствуют западные инвестбанки, такие, как «Дж.П. Морган Банк Интернешнл» , «Кредит Свисс Ферст Бостон» и другие, но они в основном работают в сфере корпоративных финансов и андеррайтинга, и как крупные розничные брокеры не представлены. В ближайшие несколько лет вряд ли приходится ожидать массового прихода западных брокеров на отечественный рынок ценных бумаг из-за его «узости» и малых объемов. Новые участники могут прийти лишь через покупку инвестиционной компании из первой десятки, либо через поглощенный российский банк с развитой филиальной сетью. В частности, например, в ноябре 2003 г. Deutsche Bank вышел на рынок через покупку 40 % акций одной из ведущих российских инвестиционных компаний - «Объединенной финансовой группы». Банк не стал организовывать самостоятельно, учитывая российскую специфику, собственное брокерское подразделение в России и решил войти в капитал местной инвестиционной компании.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube