|
|
Мы в СМИ
08.04.2004
Ежедневная деловая газета «Ведомости» «Русский продукт» удивил аналитиков Компания убыточна второй год подряд
Ринат Сагдиев
Крупный производитель продовольственных товаров «Русский продукт» второй год подряд заканчивает с убытками. Аналитики крайне удивлены показателями компании. По их мнению, рентабельность выпуска той продукции, которой занимается «Русский продукт», очень высока. Компания «Русский продукт» создана в 1996 г. на базе московского экспериментального комбината пищевых концентратов «Колосс», московского пищекомбината, макаронной фабрики «Супермак» и Детчинского завода овощных концентратов. Выпускает кофе (примерно треть всех продаж), чай, чипсы, макароны, приправы, супы и «моментальные» каши. Номинальным держателем 83,65% акций ОАО «Русский продукт» является компания «Русские инвесторы». Ассоциация «Росчайкофе» оценивает российский рынок кофе в $1,9 млрд в розничных ценах. По данным «Бизнес Аналитики», доля «Русского продукта» в сегменте натурального кофе в мае - июне прошлого года сократилась до 10,4% (в 2002 г. - 27,4%), в кофейных напитках - до 42,2% (53,7%) и выросла на 0,1% до 3,5% в сегменте растворимого кофе. «Русский продукт» сообщает об убытках второй год подряд. Согласно распространенному 29 марта официальному сообщению, чистые убытки компании достигли 251,48 млн руб. (около $8,8 млн) против 156,68 млн руб. ($4,9 млн) в 2002 г. Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на информацию компании, продажи «Русского продукта» выросли в 2003 г. на 8% до $135 млн. Официальных комментариев в «Русском продукте» дать не смогли, сославшись на отсутствие уполномоченных на это сотрудников. А на условиях анонимности менеджер компании пояснил, что убытки прошлого года связаны с инвестициями (около $35 млн) в строительство кофейного завода полного цикла и большими рекламными расходами - на рекламу было потрачено более $8 млн. Производство кофе было открыто на территории Детчинского завода овощных концентратов (Калужская область) в марте прошлого года. А самой запоминающейся рекламной акцией «Русского продукта» в прошлом году стала «моментальная лотерея»: компания разложила в 180 000 банок растворимого кофе «Русский продукт» купюры номиналом от 10 до 1000 руб. на общую сумму в 7 млн руб. Аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова говорит, что российские производители кофе в условиях жесткой конкуренции вынуждены увеличивать инвестиции в продвижение продукта, что плохо сказывается на прибыльности. «Значительные рекламные издержки в 2003 г. привели к ухудшению финансовых показателей даже таких компаний, как «Вимм-Билль-Данн» и «Балтика», - говорит Мильчакова. По словам гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантуриа, конкуренция на рынке кофе усилилась еще из-за того, что сам рынок стал расти медленнее - в 2003 г. он вырос в натуральном объеме на 5% по сравнению с 6 - 8% роста в 2002 г. Тем не менее большинство опрошенных «Ведомостями» аналитиков выразили крайнее удивление регулярностью, с которой «Русский продукт» сообщает об убытках, и тем, что в качестве одной из их причин называется реклама. В проспекте облигаций в марте 2003 г. компания указала, что помимо 2002 и 2003 гг. убыточным был и 2000 г. «Причиной возникших убытков являются списание просроченной задолженности дебиторов, а также проведение рекламной кампании в 2001 и 2002 гг. «, - говорится в проспекте. «На таком рынке сложно оставаться убыточным, для этого с компанией должно случиться что-то необычное», - говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. «Судя по данным, которые публикует компания, у «Русского продукта» очень низкая валовая рентабельность (8 - 9%), что довольно странно для такого типа бизнеса», - вторит аналитик ИК «Проспект» Марат Ибрагимов. Аналитик еще одной финансовой корпорации, пожелавший остаться анонимным, заявил «Ведомостям», что не понимает, как можно было достичь таких убытков при средней валовой марже в производстве чая, кофе и чипсов не менее 40%. «Очень много компаний пытаются списать все на рекламу», - констатирует аналитик. Косвенной причиной убытков в прошлом году мог стать отложенный запуск завода (он запоздал по отношению к первоначальным планам на год), считает Чантуриа из «Росчайкофе». По его словам, в прошлом году часть кофе под маркой Ruscafe, продаваемая в России, была произведена в Германии. В 2004 г. «Русский продукт» собирается провести рекламную кампанию по супам и перепозиционировать чипсовую марку «Московский картофель», что также сопряжено с рекламными затратами, сообщил менеджер компании. «Но одной из самых приоритетных задач является задача выйти на прибыль», - заключил он. Конкуренты «Русского продукта» - российское подразделение Nestle и «Майский чай» - воздержались от комментариев по поводу показателей работы этой компании.
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|