Мы в СМИ

13.09.2013

Росбалт: «Заморозка» тарифов монополий ударит по росту экономики

Представители либерального крыла экономистов, которые в ходе недавних «рокировок» в верхних эшелонах власти вновь оказались у «руля» экономики страны, взялись за последнюю спасительную соломинку в надежде поддержать экономический рост — предложили заморозить тарифы естественных монополий. Это уже вызвало бурную дискуссию в экспертном сообществе и громкие заявления, например, главы РЖД Владимира Якунина, сообщившего о весьма неприятных экономических и социальных последствиях такого шага. Как полагает директор аналитического департамента компании «Метрополь» Марк Рубинштейн, «заморозка» негативно отразится на показателях компании «Россети», а сокращение инвестиционных программ у монополий, которое, очевидно, за ней последует, в целом негативно отразится на инвестициях в России.

История началась с июньского заявления президента России Владимира Путина, который сообщил о решении ограничить с будущего года тарифы уровнем прошлогодней инфляции и зафиксировать такой порядок на 5 лет. Премьер-министр Дмитрий Медведев, при котором темпы роста экономики рухнули с 4,9% (1 квартал 2012 года) до 1,7% (1 полугодие 2013 года), вознамерился, видимо, перевыполнить план и дал поручение чиновникам оценить перспективы полной «заморозки» тарифов. В минувшую среду глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что в Кремле поддержали замораживание тарифов естественных монополий в 2014 году. Мало того, по словам министра, в 2015 году рост тарифов тоже будет минимальным — на уровне инфляции 2014 года (4,6%). Любопытно, кстати, что ранее Владимир Путин не был сторонником такой меры — в 2009 году он называл «заморозку» тарифов «эффектным, но далеко не всегда эффективным решением».

«Сдерживание тарифов естественных монополий – один из инструментов государственного антикризисного управления по сдерживанию инфляции. Решение о его применении может означать, что ожидания Минэкономразвития относительно инфляции на конец 2013 года ухудшились, несмотря на то, что пока она умеренная», — заявила «Росбалту» старший аналитик Национального рейтингового агентства Наталья Соболева. По ее мнению, ситуация в экономике России может быть хуже, чем кажется.

При этом Алексей Улюкаев уверен, что замораживание тарифов не должно привести к существенному снижению инвестпрограмм естественных монополий. Однако эксперты такой уверенности не разделяют. «Правительство Дмитрия Медведева совершает одну ошибку за другой», — отметили аналитики компании «Альпари». Например, ослабив курс рубля, правительство лишь вызвало рост цен, но не добилось оживления экономики.

Действительно, стоит задача уменьшения инфляции, без этого невозможно снизить процентные ставки и добиться оживления в экономике. Однако основа у российской инфляции — монетарная, отметили в «Альпари». По мнению аналитиков, влияние тарифов на инфляцию в России сильно преувеличено. «Сейчас не 90-е годы. О том, что это ключевой инфляционный фактор, могут говорить лишь социалисты от экономики. Стоит также напомнить, что акции наших монополий торгуются на фондовом рынке, у компаний есть частные акционеры. Не очень понятно, на каком основании правительство решило залезть к ним в карман», — удивились они.

Макроэкономический эффект от «заморозки» будет минимальным. По оценке Минэкономразвития, инфляция снизится всего на 0,4-0,5%, при этом рост ВВП не удастся довести даже до прошлогоднего показателя и он не превысит 3%. Правда, даже этот небольшой плюс может быть перечеркнут жирным минусом. По оценке аналитика «Инвесткафе» Екатерины Шишко, в стране может произойти спад инвестиционной активности, поскольку инвесторы могут посчитать, что активы естественных монополий потеряют свою привлекательность. Однако предсказать, как повлияет «заморозка» на инвестпрограммы, пока трудно. «Простой количественной связи между изменением роста тарифа и изменением инвестпрограмм не существует. Масштаб изменений будет определяться позицией правительства, которая пока неизвестна», — отметил старший аналитик ФГ БКС Игорь Гончаров.

Представители монополий говорят о серьезных последствиях такого шага. Так, глава РЖД Владимир Якунин сообщил, что если решение будет принято, инвестиционную программу компании придется сократить в 4 раза, количество сотрудников — на десятки тысяч, а вместо запланированной прибыли в 1,7 млрд рублей компанию ждет убыток в виде двузначной цифры в миллиардах рублей. Учитывая, что недавно правительство обсуждало идею забирать у госкомпаний четверть прибыли в виде дивидендов, существенные «дыры» по цепочке появятся сначала в государственном бюджете, а потом и в карманах тех, кто оттуда деньги получает.

Проблема в том, что инвестпрограммы уже просчитаны, с рядом поставщиков, вероятно, уже заключены соглашения. Поставщики комплектующих, которым также рекомендовано экономить, теперь поставлены перед непростым выбором: заказчик может отказаться от проекта, и риск потерять свои деньги возрастает многократно. Вряд ли это добавит много процентов к росту ВВП. К тому же ряд проектов имели достаточно большой мультипликативный элемент. Например, те же РЖД планировали расширять БАМ и Транссиб, а значит — транспортировку грузов для торговли со странами АТР.

Гендиректор «Россетей» Олег Бударгин недавно отмечал, что ограничение роста тарифа не скажется на надежности. Вместе с тем, менеджмент будет рассматривать «заморозку» как дополнительный стимул к повышению операционной эффективности.

Стратегию развития электросетей в России президент Владимир Путин одобрил не так давно — в начале весны текущего года. Отрасль электроэнергетики только начала вступать на путь либерализации цен. «Россети» вполне эффективно решали поставленные перед ними задачи, а инвестпрограмма, которую некоторые называли раздутой, дала неплохие результаты, особенно в магистральном комплексе. План был существенно перевыполнен: по вводу ЛЭП почти вдвое, а по трансформаторной мощности — примерно на треть. В общей сложности было построено почти 33 тыс. км ЛЭП, введено более 18 тыс. МВА мощностей. Снизился показатель аварийности в осенне-зимний период — почти на 38%, а длительность перерывов при авариях сократилась более чем в 2 раза.

Сэкономить позволила демонополизация работы с поставщиками. За счет этого удалось сократить расходы на 214 млрд рублей, а стоимость одной точки коммерческого учета снизить на 5,6% за 3 года.

Тем не менее, любое вмешательство и попытка регулирования расценивается некоторыми профессиональными участниками рынка как попытка государства взять сектор под свой контроль. Ведь в случае «заморозки» тарифов у компании возникают дополнительные риски с обслуживанием займов.

Сергей Петров

http://www.rosbalt.ru/business/2013/09/13/1175186.html




К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube