Мы в СМИ
30.01.2012
Firstnews: Бюджетное авиасообщение начнется с регионов
Григорий Васюков
Минтранс рассматривает проект развития калужского аэропорта Ермолино с целью использования его для разгрузки Московского авиаузла. В будущем аналогичные объекты помогут возродить утраченный на рынке РФ сегмент бюджетных перевозок.
В России может начаться развитие сегмента небольших аэропортов, расположенных в областных центрах для нужд бюджетных (лоу-кост) перевозчиков. Таковы, среди прочего, результаты рабочего визита министра транспорта РФ Игоря Левитина в Калужскую область.
Глава Минтранса и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, обсудив перспективы транспортно-логистического комплекса области, сделали вывод, что регион может показать положительный пример развития некрупных региональных аэропортов, способных принимать в том числе международные рейсы.
«Регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки на базе авиакомплекса Грабцево, а также расширение использования аэродрома Ермолино позволит привлечь иностранных перевозчиков и даст толчок к формированию новых авиакомпаний в нашей стране», - говорится в сообщении пресс-службы Калужской администрации. Решение - на поверхности
Аэропорт Ермолино располагается в 61 км от московского Внуково, он способен принимать почти все типы отечественных самолетов. Перспективы авиаузла самые понятные - в Калужской области располагается множество производств западных компаний (Volkswagen, Mitsubishi, Volvo, Peugeot, Samsung, Nestle и проч.), что делает проблему качественного авиасообщения одной из центральных в транспортном секторе региона.
Кроме того, аэропорт мог бы принимать перевозчиков сегмента лоу-кост, летающих в российскую столицу, за счет невысоких тарифов по сравнению с крупными аэропортами Московского авиаузла.
«Это решение назревает. Московский авиаузел очень дорог для авиакомпаний. Чем больше будет таких аэропортов вблизи от крупных городов, тем быстрее в Россию вернется лоу-кост. Появись такие точки раньше, «Авианова» и SkyExpress, может быть, и не исчезли бы», - говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Напомним, что в прошлом году рынок авиаперевозок в России покинули два оператора в сегменте перевозчиков-дискаунтеров - Sky Express и «Авианова». Первая слилась с авиалиниями «Кубани», «Авианова» же из-за долгов перед лизинговыми компаниями просто прекратила свою деятельность. Интересно, но невыгодно
Интерес к этому сегменту присутствует, потребность - тоже. Появление региональных аэропортов в ближайшие годы даст стимул возвращению бюджетных перевозчиков на рынок, убеждены эксперты. Андрей Рожков уточняет, что речь может идти не столько о лоу-кост игроках в чистом виде, - скорей, о крупных перевозчиках, которые будут готовы «предоставлять существенный дисконт».
Пока же приход лоу-костеров в России лишен смысла: это низкомаржинальный бизнес, условий для появлений новых игроков ни с инфраструктурной, ни с законодательной точки зрения нет, крупным же игрокам, делящим рынок между собой, идти в низкий ценовой сегмент также нет смысла.
Отметим, ранее «Аэрофлот» говорил о планах создания дочерней авиакомпании, которая будет работать по принципу дискаунтера, однако до сих пор этот проект не реализован.
В «Трансаэро» Firstnews также сообщили, что на данном этапе не планируют развивать это направление. Комментировать такую возможность при создании соответствующих условий в стране представитель «Трансаэро» отказался.
Украинцы впереди Крупнейший европейский low-cost авиаперевозчик, ирландская Ryanair, может начать полеты на Украину. Первые рейсы во Львов и Донецк ожидаются в мае 2012 года, Ryanair свяжет города с Великобританией и Францией. Минтранс Украины называл привлечение лоукостеров одним из приоритетных направлений развития рынка перевозок.
ВТО и аэропорты ничего не меняют
Между тем, в результате вступления России в ВТО импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты могут значительно снизиться. Это, теоретически, должно стимулировать появление дискаунтеров.
Однако, по мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, для воссоздания и развития рынка бюджетных перевозок одних аэропортов и выгодных условий покупки новых самолетов явно недостаточно. Нужно менять сами правила работы индустрии.
«Например, лоу-костер мог бы экономить за счет организации заправки своих самолетов собственными силами. Но это запрещено законом. Таких примеров масса. Разговоры о снижении пошлин на импортную авиатехнику, которые как-то повлияют на наш рынок - пустой звук. Закупать импортной авиатехники больше, чем мы это делаем сейчас, просто невозможно», - говорит эксперт.
В свете всего вышеперечисленного появление лоу-коста в РФ откладывается до лучших времен, лет на десять как минимум, подытоживает Роман Гусаров.
За это время при благоприятном сценарии развития событий, возможно, появится сеть действительно качественных региональных и пригородных аэропортов, будут внесены соответствующие поправки в законы.
Пока же не все благополучно обстоит с обновлением уже существующих крупных терминалов. Это дорогое удовольствие, только строительство взлетно-посадочной полосы обойдется в $1 млрд. Даже в Москве три ведущих аэропорта увеличили количество полос только в прошлом году.
Бизнес гнет авиалинию в регионах
Эксперты, рассуждая о перспективах, закладывают на полноценное развитие рынка не менее полувека. «Это вопрос 40-50 лет. На рынке топливного обеспечения - монопольные цены, и те, кто их ставит, не думают ни о каких скидках, - говорит Роман Гусаров.
Плюс россияне в принципе неактивно пользуются услугами авиации - «по самым оптимистичным подсчетам летает 15% населения, продолжает главный редактор Avia.ru. Нужен ли России лоу-кост вообще, если «из Петербурга можно поехать в Финляндию и улететь Ryanair куда угодно», заключает эксперт.
В перспективе Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, другие города-миллионники имеют возможности развития подобных объектов, хорошим примером в этом направлении является екатеринбургский аэропорт Кольцово (холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга).
В ближайшем будущем в бизнес-группу Вексельберга войдет также аэропорт Нижнего Новгорода - Стригино, прорабатывается возможность участия ГК «Ренова» в управлении и модернизации аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда, Новосибирска.
В Стригино планируется вложить около 2,7 млрд рублей.
http://www.firstnews.ru/news/business/byudzhetnoe-aviasoobshchenie-nachnetsya-s-regionov/
К списку новостей
Добавить в портфель
Смотреть портфель
Версия для печати
|