Мы в СМИ

22.11.2006

ЭКСПЕРТ: Поклон ножкам Буша 

Анастасия Малахова, Екатерина Шохина

Россия практически завершила серию двусторонних переговоров об условиях своего вступления в ВТО. Автопроизводителям в России придется снижать издержки, иностранные банки скорее всего поглотят частные российские, а защитить сельхозпроизводителя будет уже практически невозможно. Россия и США подписали двусторонний договор по вступлению России в ВТО. Таким образом, приближается завершение длящегося уже тринадцать лет процесса нашего вступления в эту организацию. Америка была последней крупной страной, с кем мы наконец завершили двусторонние переговоры. Теперь начнется этап многосторонних переговоров, который обычно занимает шесть-восемь месяцев. Воспрепятствовать вступлению России в ВТО теоретически теперь могут только Молдавия, с которой двустороннее соглашение не подписано, и Грузия, отозвавшая недавно свою подпись. Но российские переговорщики считают, что самые сложные переговоры уже позади. «Мы бы хотели завершить многосторонний этап переговоров в середине следующего года и в том числе найти развязки по тем вопросам, которые ставят Молдавия и Грузия, — сказал глава Минэкономразвития Герман Греф. — Ставятся политические вопросы, которые в ходе этого раунда [многосторонних переговоров] нам надо будет с партнерами решить и найти приемлемую развязку». Итак, о чем же договорились Россия и США и насколько принятое соглашение отвечает интересам российского бизнеса? На финансовом рынке Россия отвоевала запрет на открытие филиалов иностранных банков и сохранила за собой право ограничивать иностранное участие в совокупном капитале российских банков на уровне 50%. Сейчас ограничения на капитал иностранцев нет, но законом предусматривается возможность его установления. Капитал иностранных банков составляет, по оценкам экспертов, порядка 11%. Но российские банкиры уверены, что в будущем частные банки зафиксированная в соглашении квота погубит. «В ближайшие два-три года вряд ли капитал иностранных банков составит 50 процентов совокупного капитала всей банковской системы. Для этого надо, чтоб все российские частные банки продались. Но в долгосрочной перспективе мы получим иностранно-государственную банковскую систему, где доля частных банков если и будет, то вряд ли превысит 10 процентов», — считает член правления Международного Московского банка Иван Розинский. Того же мнения придерживается и ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев, по мнению которого, с учетом нынешней активнейшей экспансии иностранцев, уже через три года их доля составит 40%, а на долю частных банков останется лишь малоинтересный бизнес в российской глубинке. «Это квота большая и будет угрозой российским банкам, — считает вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. — Ведь главный недостаток наших банков – это дороговизна ресурсов, мы не можем конкурировать с западными «дочками», потому что они могут предоставлять деньги и корпоративным, и частным заемщикам дешевле и в большем объеме. Ведь их материнские компании могут привлечь деньги максимально дешево. Особенно тяжело придется региональным банкам. Иностранцы заинтересовались даже финансированием малого бизнеса, который до сих пор оставался у российских банков. Региональным банкам остается либо консолидировать свой капитал (но многие банкиры, являющиеся  еще и руководителями промышленных предприятий, в развитии банковского бизнеса вообще не заинтересованы), либо продаваться». Либерализация страхового рынка будет еще более значительной.  По прошествии переходного периода – девяти лет – зарубежные страховые компании смогут открывать в России свои филиалы. Однако иностранное участие в совокупном капитале страховых компаний также не сможет быть больше 50%. Сейчас установленная квота, действующая в течение уже трех лет, составляет 25%. «Но ни разу за все годы развития российского страхового рынка цифра реального присутствия иностранного капитала не превышала 4−4,5 процента», — отмечает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Он радуется, что переходный период установлен на девять лет - эти сроки позволят рынку выйти на более качественный уровень развития и не бояться конкуренции с филиалами, правда, при условии, что филиалы будут приравнены по правовому статусу к дочерним компаниям. «Если условия будут разные, то издержки на бизнес у филиалов будут значительно ниже и ни о какой равной конкуренции говорить будет нельзя,» — говорит Соломатин. Речь идет об обязательном требовании уставного капитала (для осуществления разных видов страхования он разный - от 30 до 120 млн рублей), получении лицензии и, самое главное, об отношении к страхователю - дать ему возможность в случае спорной ситуации право на защиту на российской территории, а не где бы то ни было. «Еще одна составляющая – формирование резервов, на филиалы это не распространяется, — комментирует Соломатин. — Филиал должен гарантировать, что свои обязательства он сможет обеспечить. Все слова о том, что у материнской компании огромные капиталы – это хорошо, но эти капиталы расположены за пределами страны – госорганы, таким образом, не смогут де-юре защитить интересы страхователей и страховщиков-контрагентов». Илья Соломатин напоминает, что филиалы страховых компаний существуют во многих странах мира, но к ним установлены  те же требования, что и к дочерним компаниям. Что касается нефинансового сектора, то Россия должна будет снизить средневзвешенные ставки тарифов на импорт промтоваров с 11 до 7%. Больше всего ввозные пошлины будут снижены на новые иномарки – в течение семи лет с 25 до 15%. А на джипы с объемом двигателя более 4,5 л пошлины будут снижены до 12%. По подсчетам аналитика «Метрополя» Александра Жукова, ввозные иномарки, таким образом, могут подешеветь на 8%. Представители автопроизводств, работающих на территории России, осознают для себя угрозу возрастающей конкуренции. В том числе это касается и автосборок. Например, самая простая  крупноузловая сборка удешевляет автомобиль на 10%, отмечают эксперты. Выигрыш в ценовой конкуренции получается 2%. Но автопроизводители не унывают. «Мы будем анализировать ситуацию и думать, как нам перестроиться, — говорит гендиректор «Автотора» Валерий Горбунов. – Наше конкурентное преимущество не только в экономии на таможенных пошлинах, но и в логистических схемах. Стоимость поставки готового автомобиля существенно дороже не только из-за пошлин, но и из-за логистики: в один контейнер вмещаются два готовых автомобиля или комплектующие для производства четырех автомобилей». «Действительно, автосборочным производствам в России есть куда снижать цены – рабочая сила у нас пока дешевая, да и электроэнергия тоже, – говорит Александр Жуков. — К тому же не факт, что импортеры захотят снижать цены, особенно на относительно дешевые автомобили – сейчас они нарасхват». Действительно, пока наценка салонов от ввозной цены на многие виды автомобилей составляет почти 50%, вряд ли уменьшение пошлины здесь может сыграть на руку покупателям. Пока в салонах многомесячные очереди на новые иномарки, ни о каком снижении цен и речи быть не может. «Для прогрессивных автомобильных компаний уровень ставки – это не самое главное в их стратегии, их конкурентное преимущество — кооперация с иностранными производителями и выпуск новых моделей», — говорит начальник управления Института комплексных и стратегических исследований Евгений Погребняк. О выпуске новых моделей, приспособленных к российским реалиям, заявлял, в частности, Volkswagen. К 2009 году в производство будет запущен специально разработанный для России автомобиль на базе Volkswagen Polo. А вот отечественным производителям, не модернизирующим производство, придется, безусловно, худо, полагают эксперты. В сфере сельского хозяйства самыми сложными были вопросы о квотах и ветеринарном контроле. Что касается поставок американского мяса на российский рынок, то, по словам Германа Грефа, США пообещали гарантировать качество поставляемой продукции в соответствии с международными стандартами. Также Россия отстояла право сохранить импортные квоты на поставку американской мясной продукции до 2009 года и после, если возникнет такая необходимость. Напомним, что в 2005 году между правительствами США и РФ было заключено соглашение «О торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины». Оно пока действует до 2009 года и предполагает преференции для США – увеличение квот на поставку мяса птицы до 1,25 млн тонн, говядины – до 450 тыс. тонн, свинины – до 502 тыс. тонн. Соглашение предусматривает также, что квота на ввоз мяса птицы в Россию ежегодно по 2009 год будет увеличиваться в среднем на 40 тыс. тонн, доля США в ней составит 74%, то есть в натуральных показателях будет расти по мере увеличения квоты. В результате в 2009 году США смогут поставить в РФ в рамках квоты почти 1 млн тонн птичьего мяса – 931,5 тыс. тонн против 811,3 тыс. тонн в 2005 году. Вообще «на мясном рынке мы уже фактически давно живем по требованиям ВТО, сами того не замечая. В принципе до 2009 года ситуация мало изменится, все будет проходить в соответствии с расписанием, принятым в апреле 2004 года. А к 2009 году мы проведем серию сложных переговоров, уже, видимо, будучи членом ВТО», — говорит генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. То, что Россия будет обязана импортировать мясо с международной гарантией качества, для отечественного производителя отнюдь не является плюсом. Сейчас наш рынок можно защитить, приняв внутри России более жесткие национальные стандарты (по безопасности продукции, по ее техническим и потребительским характеристикам). После вступления в ВТО это будет невозможно. Правда, Рылько считает, что ситуация небезнадежна. «Что же до отсутствия у России права проверять мясо на своей территории, то здесь речь скорее всего идет об отсутствии сплошной проверки, а не проверки как таковой. Право выборочной проверки сохранится в любом случае», — говорит Рылько. Основные же риски, по словам Рылько, это, во-первых, резкое ограничение возможности поднимать импортные тарифы. Во-вторых, нам, возможно, не дадут того уровня агрегатной поддержки (AMS, или уровень искажающей рынок поддержки отечественных сельхозпроизводителей, входящий в так называемый желтый ящик), который страна отстаивает на переговорах. Кроме того, в России до конца не отработаны инструментарий и механизм прямой государственной поддержки сельского хозяйства. «К тому же, чтобы в полную силу воспользоваться преимуществами членства в ВТО и нейтрализовать его недостатки, нужна армия профессиональных юристов, экономистов, международников, специально заточенных под сельское хозяйство. Такого пока нет. А ведь ВТО – больше процесс, чем результат», — отмечает эксперт.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube