Мы в СМИ

29.01.2007

ЭКСПЕРТ-ВОЛГА: Снова вместе

Денис Квасов

Сызранская группа компаний (ГК) «Криста» в конце 2006 года вернула себе контроль над заводом «Пластик», выкупив его у группы «СОК». Теперь главная задача — улучшить отношения с основным потребителем своей продукции, АвтоВАЗом, за счет сдерживания или даже снижения цен. Один из основных поставщиков изделий из пластмасс и полимеров для АвтоВАЗа — сызранский завод «Пластик» — не раз оказывался в центре внимания СМИ. В июле 2005 года самарская группа «СОК» получила полный контроль над предприятием, размыв долю основного на тот момент акционера Владимира Симонова (владел 50% акций). Проведя допэмиссию в размере миллиарда рублей и сменив состав совета директоров, самарцы лишили сызранского предпринимателя рычагов влияния на предприятие и консолидировали с помощью подконтрольных структур 98,7% акций ОАО «Пластик». Но группа компаний «Криста» (основной бизнес г-на Симонова) сохранила за собой право первичного выкупа пакета в случае его продажи СОКом. В декабре 2006 года Владимиру Симонову удалось реализовать это право. СОК принял решение избавиться от предприятия. Эксперты отмечают, что причиной этого стало ухудшение его отношений с АвтоВАЗом после того, как тольяттин-ский автогигант возглавила команда менеджеров из «Рособоронэкспорта». Так, крупный заказ на поставку сидений (до 60 тыс. в год) ушел от «Пластика» к дочерней структуре автозавода — тольяттинскому предприятию «АвтоВАЗагрегат». Летом 2006 года представители группы «СОК» предпринимали попытки вернуть себе контракт, однако они не увенчались успехом. Большие издержки предприятия приводили к низкой рентабельности, вследствие чего конкурировать по ценам с другими поставщиками «Пластику» оказалось сложно.

«Пластик» = «Криста» х 2

Трудности со сбытом продукции, конкуренция с предприятиями ГК «Криста» за кадры, рынок, поставщиков и потребителей — все это привело руководство СОКа к мысли о необходимости избавиться от ставшего обременительным актива, несмотря на то, что он обеспечивал около 10% от общей выручки группы. Правда, пресс-служба СОКа на вопрос о причинах продажи лаконично отвечает, что «бизнес есть бизнес, было получено интересное предложение от ‘‘Кристы’’, которое устроило акционеров, в результате чего актив был реализован». А в пресс-службе АвтоВАЗа, комментируя смену собственника ОАО «Пластик», отметили, что этот факт не играет особой роли в отношениях с поставщиком. Главное, чтобы качество и цена продукции удовлетворяли требованиям автогиганта. Параметры сделки по «Пластику» стороны по взаимному соглашению не раскрывают. Вновь назначенный генеральный директор предприятия Максим Симонов (сын Владимира Симонова, ранее занимал должность вице-президента по экономике и финансам ГК «Криста») отметил лишь, что для приобретения почти 100−процентного пакета акций предприятия группа привлекла кредит. Партнером выступило Поволжское отделение Сбербанка РФ. Представители деловых СМИ оценивают сумму сделки в 3—4 млрд рублей, по словам г-на Симонова, «эта оценка близка к реальности». Исторически сложилось так, что взаимосвязи между основными предприятиями ГК «Криста» и заводом «Пластик» были и остаются весьма тесными. Например, бамперы производства сызранского завода окрашиваются на тольяттинской площадке группы, рули, обивка и набивка сидений производятся одновременно на разных предприятиях. Продукция одного подразделения группы зачастую становится сырьем для производственного цикла другого. Все это, по словам Максима Симонова, стало одной из основных причин интереса ГК «Криста» к заводу. «Теперь мы имеем возможность оптимизировать деятельность группы, часть производств можно будет перенести на ‘‘Пластик’’, выстроим внутреннюю логистику», — отметил наш собеседник. В целом, по словам нового руководителя предприятия, вся деятельность компании будет выстроена вокруг завода, который, по оценкам ГК, занимает около 30% российского рынка автокомпонентов из пластмассы. Таким образом, сейчас ОАО «Пластик» — центральный и основной актив группы компаний «Криста», годовая выручка которой в два раза ниже аналогичного показателя завода. По прогнозам Максима Симонова, в 2007 году предприятие может увеличить объем выручки на 10%, а чистой прибыли — на 10−15%. Достигнуть таких показателей планируется за счет снижения издержек и наращивания темпов производства. Предварительные договоренности о поставках новой номенклатуры изделий для Lada Priora, о расширении ассортимента комплектующих для Lada Kalina уже есть. Их объемы будут объявлены в начале весны, заявил г-н Симонов.

Ставка на ВАЗ

«Наш главный потребитель — АвтоВАЗ. Это обусловлено исторически: ОАО ‘‘Пластик’’ создавалось как сателлит тольяттинского автозавода и долгое время оставалось его ключевым поставщиком по широкому ряду номенклатуры», — отмечает Максим Симонов. Сейчас АвтоВАЗ (на его долю приходится 65% реализации ОАО «Пластик») переживает не лучшие времена — постоянный рост издержек и, следовательно, себестоимости продукции приводят к удорожанию вазовских автомобилей. Этот факт, а также обостряющаяся конкуренция со стороны иномарок стали причиной падения доли рынка и объемов продаж внутри страны (в 2006 году было реализовано 625 тыс. автомобилей против 648 тыс. годом ранее). Руководство АвтоВАЗа вынуждено искать пути минимизации расходов, чтобы хоть как-то сохранить свою уникальную ценовую нишу — 140−240 тыс. рублей. Во многом эта задача перекладывается на плечи поставщиков. Сейчас АвтоВАЗ категорично настаивает на «замораживании» цен его поставщиками. Никакое удорожание продукции не допускается. По словам представителей ГК «Криста», им уже удалось обеспечить некоторое снижение цен по ряду позиций, в дальнейшем планируется постоянно работать над сокращением издержек, что позволит «Пластику» как минимум не повышать отпускные цены и сохранить, а возможно, и увеличить поставки на главный конвейер тольяттинского автогиганта. Комментируя амбициозные планы конкурентов, представители компании «АП Пластик» (Челябинск) отметили, что работа с АвтоВАЗом — главное направление развития всех отечественных производителей автокомпонентов из пластмасс. В структуре сбыта челябинского предприятия доля тольяттинского автогиганта составляет около 80%. Часть номенклатуры двух компаний пересекается: и сызран-ский, и челябинский заводы поставляют в Тольятти рули, элементы внешней и внутренней отделки салона. Тем не менее, как заявили журналу «Эксперт Волга» в отделе сбыта «АП Пластик», «особой конкуренции мы не ощущаем, ВАЗ забирает столько продукции, что всем хватит работы».

Диверсифицируя бизнес

Понимая все риски, связанные с ориентацией на одного, пусть даже и очень крупного потребителя, руководство «Пластика» пытается диверсифицировать сбыт своей продукции за счет поиска новых клиентов. А «Криста» развивает альтернативные направления бизнеса, среди которых Сызранский мясоперерабатывающий завод, швейное производство, выпуск трубопроводной арматуры, изделий из полиэтилена, товаров народного потребления из пластмассы. Рассказывая о планах ГК «Криста», Максим Симонов отметил, что сейчас ведутся переговоры со всеми автозаводами, которые запустились или планируют начать производство в России. Речь идет об автосборочных предприятиях иностранных концернов — Ford, GM, Toyota, VW, Hyundai. Основанием для столь амбициозных планов служит, например, тот факт, что «Криста» является эксклюзивным поставщиком рулевых колес для СП «GM-АвтоВАЗ». Для расширения производства и модернизации существующих технологических линий ГК «Криста» планирует разместить облигационный заем в размере двух млрд рублей сроком на три года. Сейчас идет подготовка всей документации и поиск партнеров по организации и размещению займа. Предварительный срок размещения — конец 2007 — начало 2008 года. По словам Дмитрия Чипуры, директора по инвестиционной политике ОАО «Пластик», это станет для группы первым опытом выхода на публичный долговой рынок, в дальнейших планах — расширение присутствия на рынках ценных бумаг и выход на IPO. Комментируя эти планы, аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Александр Жуков назвал перспективы выхода группы на долговой рынок хорошими. По его словам, компании с оборотом в районе 300 млн долларов пользуются интересом инвесторов.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube