Мы в СМИ

13.05.2015

Правда: «ЮТэйр» «вылетел» из Африки

Мария Шароглазова

Вертолетный сегмент перевозчика теряет крупнейшие контракты

Организация Объединенных Наций предпочла американскую компанию AAR российскому «ЮТэйру», предложившему более дешевые вертолетные услуги в Конго. Эксперты сходятся во мнении, что компанию, ранее являвшуюся основным перевозчиком ООН, могут и вовсе оставить без контрактов. Сегодня погрязшему в десятках миллиардов долгов «ЮТэйру», по заверению бизнес-сообщества, выйти из кризиса не помогут даже госгарантии, выделение которых де-факто уже одобрено. Единственная надежда была на прибыльный вертолетный сегмент, который руководство компании планировало вывести в отдельную единицу. Теперь же и эта часть бизнеса перевозчика находится на грани закрытия, так как ООН пересмотрела стратегию отбора победителей конкурсов. Теперь перевозчику не достаточно предложить более выгодные условия контракта, главное – общая эффективность, параметры которой нигде не прописаны.
Группа компаний «ЮТэйр» лишается признанных ранее самыми выгодными контрактов. Как в среду, 13 мая, сообщала «Правда УРФО», авиакомпания проиграла конкурс по выбору подрядчиков для авиатранспортного обслуживания миссии ООН в Конго. Тендер получила американская компания AAR, несмотря на более дорогостоящее предложение.

По информации газеты «Коммерсантъ», пока более половины таких контрактов с годовым объемом в 773 млн долларов приходится на услуги российских авиакомпаний. По словам постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, американцы получили двухлетний договор, его сумма – 13 млн долларов. При этом, например, компания планирует обслуживать миссию ООН вертолетами, выпущенными 45 лет назад, в то время как возраст российской авиатехники в среднем меньше на 20-25 лет.

Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала, что «ЮТэйр» уже лишился части заказов Организации Объединенных Наций. В конце прошлого года сама компания признала, что объем вертолетных работ по договорам с ООН сократился в рамках долгосрочных контрактов по авиационному обеспечению миротворческих миссий ООН в Конго, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне, Афганистане, Мали, Сомали, Судане.

Пресс-секретарь перевозчика Мария Разумова заявила, что компания по-прежнему является крупнейшим генподрядчиком ООН, а «Конго – это лишь один из многих контрактов, ничего сверхсерьезного не случилось».

«Мы просто не пиарим проекты ООН, потому что они очень прибыльные, а деньги любят тишину. ООН нам запрещается анонсировать выигранные контракты. Поэтому максимум, что вы получаете, – это информация про проигранные контракты. Может быть, мы этот проиграли, а еще 10 выиграли, просто не раскрываем детали. Таковы правила работы с ООН. Для нас никакой трагедии нет», – заявила Мария Разумова.
Стоит напомнить, что в настоящее время «ЮТэйр» находится в «плачевном финансовом положении». По итогам работы в 2014 году чистый убыток компании по РСБУ составил 22,3 миллиарда рублей. А совокупный долг группы «ЮТэйр» перед банками достиг 75,9 млрд рублей. Чтобы реструктуризировать и покрыть часть долгов, компания обратилась к федеральным властям с просьбой выделить госгарантии. Их размер был оценен в 19,2 миллиарда рублей.

Планировалось, что средства могут пойти на погашение задолженности перед банками. В частности, речь может идти об обязательствах перед «Ханты-Мансийским банком Открытие» (долг 9,6 млрд рублей), банком «Россия» (7,3 млрд рублей), «Альфа-Банком» (6,6 млрд рублей). Государство может выдать гарантии по этим кредитам на 4,8 млрд, 3,6 млрд и 6,6 млрд рублей, соответственно.

В целом, Минэкономразвития одобрило заявку «ЮТэйра» на предоставление госгарантий. В апреле она была одобрена межведомственной комиссией по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций и поддержана большинством голосов 8 мая. На данный момент заявка находится на рассмотрении у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Стоит отметить, что самую агрессивную политику возврата долгов в отношении «ЮТэйра» вел «Альфа-Банк», подавший в суд сразу несколько исков о банкротстве компании. В одном из процессов кредитно-финансовой организации было отказано в признании должника несостоятельным. «ЮТэйр» не мог договориться с банком о будущей реструктуризации долгов. В начале мая «Альфа-Банк» отозвал свои иски о банкротстве перевозчика.

В пресс-службе «ЮТэйра» отказались от комментариев о возможном достижении договоренностей по реструктуризации долгов «Альфа-Банку». Между тем источник, близкий к перевозчику, сказал, что сторонам удалось договориться.
Все же пока авиаэксперты не видят возможностей для выхода «ЮТэйра» из убыточного положения. «Да, им помогут финансово. Решение правительства по этому вопросу вроде бы как принято, но эксперты в авиации говорят, что та хозяйственная модель, которая существует в «ЮТэйре»,  несостоятельна. В рамках нее вряд ли можно вылезти из долгов.  Свои позиции они, вероятно, уже не восстановят», – считает руководитель профсоюза летного состава  России Мирослав Бойчук. По его мнению, восстановление финансового положения компании будет возможно лишь в случае успешной реализации проекта по разделению бизнеса на вертолетный и авиационный сегменты. Стоит отметить, что сам гендиректор компании Андрей Мартиросов негласно признал плачевность положения «ЮТэйра», когда продал свою долю в уставном капитале перевозчика.

Эксперты не раз высказывались о том, что в настоящее время бизнес-модель «ЮТэйра» является нерентабельной. Но при этом компания выживала за счет работы на рынке межрегиональных перевозок и вертолетных работ (в первую очередь, контракты с ООН и обслуживание нефтяников и газовиков). В 2015 году стало известно, что «ЮТэйр» лишился поддержки государства в вопросе субсидирования региональных перевозок. Авиакомпания не была включена в перечень перевозчиков, которые будут осуществлять субсидируемые рейсы.

В вопросе развития вертолетного сегмента в текущей экономической и внешнеполитической ситуации эксперты прогнозируют потерю большей части высокорентабельных контрактов ООН. Аналитики заявляют, что при новых требованиях ООН, которые были озвучены на последнем конкурсе, российские перевозчики будут получать лишь те контракты, в которых не заинтересованы иностранные конкуренты. Тем более что европейцы давно планировали сократить объемы договоров с российскими поставщиками услуг.

Руководитель Infomost Борис Рыбак считает, что теперь «ЮТэйру» будет сложно побеждать в этих тендерах. «Изменились принципы отбора поставщиков услуг. Если раньше приоритетной была цена контракта при требуемых характеристиках, то сейчас на первый план выходит некая общая эффективность, конкретные параметры которой не зафиксированы. Критерии отбора поставщика стали расплывчатыми. Но у компании все же есть возможность приноровиться к новым требованиям», – отметил эксперт.

Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков также отметил, что пока недостаточно информации о новых требованиях тендерного комитета ООН. И на фоне этого сказать конкретно, сохранит ли «ЮТэйр» свои позиции, сложно, ведь перевозчик предлагал более дешевый контракт, который бы обслуживала более современная техника. В данной ситуации непонятно, исходя из каких критериев ООН выбирала американскую компанию. Здесь однозначный вывод делать нельзя. Мне кажется, что в следующих тендерах «ЮТэйр» попробует победить. Хотя не исключаю, что у американцев увеличится доля рынка по оказанию этих услуг», – подытожил аналитик.

http://pravdaurfo.ru/articles/113494-yuteyr-vyletel-iz-afriki



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube