Мы в СМИ

31.12.2010

«Финмаркет»: «Итоги года: Фондовый рынок - «бантики» или перемены к лучшему?»

В 2010 году в России был принят закон об инсайде, появились подвижки в вопросах объединения бирж и создания нового регулятора на финансовом рынке. Но эксперты называют эти меры по привлечению инвесторов всего лишь «бантиками», которые без решения фундаментальных проблем ничего не дадут 
   Лед тронулся. На российском финансовом рынке наметились слабые признаки того, что вопросы, которые несколько лет подряд только обсуждались - создание мегарегулятора и объединение бирж, начнут решаться в следующем году. Кроме того, после десятилетия мучений был принят закон об инсайде. Все это делается для того, чтобы повысить конкурентоспособность российского рынка на международной арене. 
    Однако эксперты называют эти меры всего лишь «бантиками», которые без решения фундаментальных проблем - коррупции, плохой защиты прав собственности, неустойчивого роста экономики, привлечь инвесторов в Россию не помогут. Приватизация российских активов, которая начнется в следующем году, может повысить интерес инвесторов к нашему рынку, но если власти хотят стимулировать этот процесс, придется воспользоваться услугами российских бирж и инвестбанков.
Борьба за международного инвестора 
    
    В начале июля Госдума приняла закон об инсайде, в конце месяца его подписал президент Дмитрий Медведев. Даже термина «многострадальный» в этом случае недостаточно - законопроект «пережил» несколько составов Госдумы и руководителей ФКЦБ/ФСФР. Именно этого закона России не хватало для того, чтобы она могла присоединиться к многостороннему меморандуму о взаимопонимании в сфере сотрудничества и обмена информацией, разработанного Международной организацией комиссий по ценным бумагам. Это, в свою очередь, позволит принципиально расширить инвесторскую базу российского рынка, отмечали эксперты после принятия закона. 
    Вопрос объединения бирж также обсуждался несколько лет. В этом году группа ММВБ сделала предложение акционерам РТС о выкупе их пакетов акций исходя из оценки РТС в $750 млн. При этом ММВБ предложила акционерам РТС при выкупе их долей заплатить 20% деньгами, а остальную сумму - акциями ЗАО «ММВБ». Акционерам РТС это предложение не понравилось, и в настоящее время ведутся переговоры о лучших условиях. 
    Руководитель ФСФР идею объединения бирж поддержал, по его мнению, ММВБ и РТС тратят большие средства на реализацию по сути параллельных проектов - ММВБ пытается развивать срочный рынок, который есть на РТС, а РТС развивает спотовый, в то время как он уже сложился на ММВБ. Эти проекты вместо конкуренции с глобальными финансовыми площадками направлены на конкуренцию между биржами, считает Владимир Миловидов. 
    РТС в ответ на усилия ММВБ поглотить ее объявила о проведении IPO. Сейчас биржа всерьез готовится к выходу на публичный рынок. Участники гадают, что же произойдет раньше - поглощение ММВБ РТС или размещение РТС на открытом рынке. Они также отмечают, что биржи в последнее время слишком увлеклись своим будущим, а это не способствует их текущему развитию. 
    Еще один вопрос, который был актуален до кризиса - создание в России мегарегулятора на финансовом рынке, правда, эта идея с того момента претерпела некоторые изменения. Если когда-то предлагалось объединить регулирование на фондовом рынке с банковским, то в сейчас обсуждается объединение ФСФР с Росстрахнадзором. Минфин даже подготовил проект указа президента, в котором предполагается, что надзором на фондовом и страховом рынках будет заниматься Федеральная финансовая служба, а регулирование этих рынков Минфин хочет оставить за собой. Сейчас эта тема обсуждается в правительственных и профессиональных кругах, наряду с вопросом о том, кто возглавит объединенную службу. 
    Возможно, в следующем году появятся ответы на все эти вопросы. 
    
   Инвесторы пока не идут 
    
    В 2003 году активы РФ покупали на 50% иностранные инвесторы, на 50% - российские. Сейчас около 80% - это российские покупатели, и только около 20% - иностранные, говорит управляющий директор департамента операций на фондовом рынке ИФК «Метрополь» Дэн Рапопорт. Западные инвесторы, вкладывающие в активы развивающихся рынков, сейчас смотрят на Россию очень неохотно и недобро, хотя до 2008 года брали все подряд, лишь бы это было из России. 
    «Теперь у нас большая часть бизнеса приходится на российских клиентов, в соответствии с этим, мы сделали изменения в нашей структуре - основные сотрудники покрывают клиентов из России, очень много в регионах. Мы меньше нуждаемся в услугах западных сейлзов. Америку мы не покрываем, потому что доход, получаемый от них, несоизмерим с затратами, азиатские клиенты традиционно не интересуются Россией, поскольку они окружены своими собственными развивающимися рынками, более понятными и близкими им, то же самое с Латинской Америкой. Корреляции между Африкой и Россией я тоже особенно не наблюдаю.
Соответственно, костяк наших клиентов - это российские инвесторы - страховые компании, пенсионные фонды, банки, а также корпорации, плюс иностранцы, находящиеся в основном в Европе, и очень редко в Дубае, Сингапуре, Панаме и Бразилии», - отметил Д.Рапопорт.  
    По словам главы компании «Третий Рим» Андрея Мовчана, в докризисные годы в отношении России общий консенсус, ожидание (оно не очень разумно, но именно оно управляет движением денег) было связано с бурным ростом, сегодня - со стагнацией, отсутствием роста. 
    «Прямым следствием этого является резкое падение оценок компаний и банков, которые уже стоят максимум 1,5 капитала, а не 4 и 6, как было раньше. Компании оцениваются с мультипликатором 4-5 EBITDA, а не 12. Поток денег значительно меньше, доля ликвидных денег в портфелях инвесторов намного выше, чем до кризиса», - говорит он. 
    Фондовые игроки плохо идут в российские активы, отметил А.Мовчан. Всегда встает вопрос корпоративных рисков - инвесторы предпочитают идти туда, где их меньше. А Россия с известными всем событиями - это рынок очень высокого корпоративного риска. 
    «Кроме того, я думаю, что в следующем году экономика будет идти под флагом «лучше ничего не менять перед выборами». Ничего меняться не будет с точки зрения глобальных вещей, а это значит, что мы еще один год будем накапливать имеющиеся проблемы, да и 2012 год, скорее всего, будет потерян для изменений», - сказал А.Мовчан. Он отметил, что страна никуда не денется от бюджетного дефицита, высокой цены на нефть, из-за чего будет продолжаться рост потребления и инфляции. 
    «Я не думаю, что следующий год можно будет назвать позитивным для экономики, потому что наша экономика для позитива нуждается в резких движениях, в нестандартных решениях, может быть, жестких мерах. Возможно, власть сама загнала себя в ловушку за последние 10 лет, настолько сосредоточив в своих руках контроль над экономикой, теперь именно ее решения будут что-то менять в ней. Нельзя просто придти и сказать: «Господа бизнесмены, меняйтесь к лучшему», потому что они находятся под сильным контролем», - подчеркнул эксперт. 
    Российские инвесторы тоже пока слабы на внутреннем рынке, у них сохранилась горячая память того, что произошло в кризис. Мало у кого оказалось достаточно решительности пересидеть в падающих в цене активах. Если бы они сделали это и если бы портфелями нормально управляли, то сейчас они оказались бы в прибыли, но большинство предпочли закрыть свои позиции на дне рынка, говорит А.Мовчан. 
    По мнению управляющего директора инвесткомпании «Тройка Диалог» Ника Харвуда, российская индустрия коллективных инвестиций нуждается в мерах по способствованию росту, поскольку российские рынки капитала продолжают зависеть от зарубежных инвесторов. «Тройка Диалог» предполагает, что из $250 млрд общего объема притока капитала на российский фондовый рынок $120 млрд - это средства зарубежных фондов долгосрочных стратегий, и только $4 млрд - средства российских фондов коллективных инвестиций, $19 млрд - средства банков, $10 млрд - средства пенсионных фондов и, возможно, $25 млрд - ритейл. 
    Управляющий директор Альфа-банка Денис Соловьев считает, что массовое возвращение иностранных инвесторов на российский рынок произойдет только тогда, когда кардинально изменятся риски на страну - когда увеличится прозрачность в принятии решений, когда инвесторы увидят хоть какой-то прогресс в части защиты их прав, улучшение ситуации в судебной системе, системе исполнения решений и борьбе с коррупцией. То есть станет меньше негатива в бизнес-климате. 
    «Без этого наивно ожидать, что привязав очередной «бантик» к чему-либо, мы увидим приток иностранных инвестиций. Все, кто хотел принять эти риски, уже приняли их, нужно изменить что-то системно, качественно улучшать ситуацию. Можно объединять биржи или разъединять их, инвестировать в IT или нет, но менять нужно другое», - сказал Д.Соловьев. 
    
   В ожидании инвесторов 
    
    Несмотря на фундаментальные проблемы в стране, эксперты все же с оптимизмом смотрят на перспективы притока как российских, так и иностранных денег. Традиционно после кризиса инвесторы медленно начинают вкладывать в российские активы. 
    «Сейчас я вижу очень большую осторожность, с которой люди подходят, но они уже начинают подходить. Они смотрят, думают, понимают, что это интересно, что рынок за ближайшие 5 лет вырастет в несколько раз», - говорит А.Мовчан. Он ожидает всплеск активности российских инвесторов в следующем году, а иностранных - в 2012 году. 
    «Если раньше, до кризиса, все брокеры охотились исключительно на бизонов и оленей, то теперь на рынке остались тощие тушканчики, за которых идет борьба. Пока на рынке голодновато, но прожить можно. Когда вернутся олени, бизоны и бараны, пропитаться смогут все, и они потихоньку возвращаются. И тушканчиков тоже будет больше», - выражает оптимизм Д.Рапопорт.
 
    Он ожидает, что пока Россия будет продолжать вести свою политику, не «прогибаясь» под западные требования, и это будет непопулярно на Западе, иностранные инвесторы будут вкладываться в нашу страну с тяжелым сердцем. 
    «Им больше некуда вложить огромные деньги, которые предназначены для российских активов. Есть множество фондов БРИК, управляющие не могут весь объем вложить в Индию, Китай и Бразилию и проигнорировать Россию, потому что если Россия сильно вырастет, их результаты будут выглядеть хуже индекса БРИК. Скрипя зубами, нехотя, они будут инвестировать в Россию», - прогнозирует Д.Рапопорт.
 
    Участники рынка считают, что большим прорывом стала сделка PepsiCo по покупке «Вимм-Билль-Данна». 
    «Это сделка, когда стратегический инвестор покупает крупную российскую компанию. Российские активы недооценены из-за некачественного корпоративного управления, а эта сделка - приглашение всем остальным входить в Россию», - считает один из экспертов. 
    А.Мовчан из компании «Третий Рим» согласен с ним. 
    «Это очень знаковая сделка, которая идет вопреки тщательно анонсировавшейся в прошлом логике, что мы свои достижения врагу не отдаем. «Вимм-Билль-Данн», безусловно, наше достижение, одна из звезд ненефтегазового сектора рынка. Это доказательство того, что доктрина изменилась, теперь она направлена на привлечение иностранных компаний в Россию в качестве стратегов, чтобы они участвовали пока в нестратегических отраслях, а потом, может, и в стратегических. Я не удивлюсь, если мы увидим подобные продажи в следующем года», - говорит А.Мовчан. 
    
   Приватизация поможет 
    
    Приватизация российских активов, которая должна начаться в 2011 году, также должна повысить интерес иностранных инвесторов. Участники рынка пытаются убедить чиновников в том, что этот процесс нужно проводить через российские инфраструктурные организации, а иначе ликвидность и заработки уйдут западным биржам и инвестбанкирам. Емкость российского рынка достаточна для этого, это показал опыт проведения «народных» IPO. Кроме того, российские активы могут быть настолько интересны западным инвесторам, что они придут на наш рынок и закроют глаза на его несовершенства. 
    «Если приватизация реально будет проходить еще и на российских площадках, то поменяется ситуация и настроения инвесторов. Повысится ликвидность и популярность нашего рынка», - считает председатель совета директоров МДМ банка, глава совета директоров НАУФОР Олег Вьюгин. 
    Он убежден, что продажу акций госкомпаний следует проводить через российские биржи, а не иностранные. РТС и ММВБ придерживаются такого же мнения. НАУФОР даже написала письма об этом президенту и премьер-министру. 
    «Дискуссия о месте проведения приватизации - это дискуссия о том, где можно выручить максимальное количество средств за продаваемые активы. И таким образом, проверка отношения государства к достигнутому уровню развития российского финансового рынка», - говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. 
    Эксперты считают, что к процессу приватизации нужно относиться внимательно, нужно правильно выбрать время и оценить пакеты, поскольку продать их можно только один раз. При этом, например, Сбербанк РФ и ВТБ нашли конструктивные стратегии развития, их качество будет повышаться, считает А.Мовчан. 
    Вряд ли государственные органы, консультативные советы по финансовым рынкам и профессиональное сообщество могут самостоятельно изменить фундаментальные факторы, которые сдерживают инвесторов, но в их силах повысить качество инфраструктуры рынка, чтобы иностранцам было удобно работать здесь, повысить уровень доверия. При принятии решения об инвестировании оцениваются все факторы в совокупности, и улучшение ситуации по каждой позиции может стать дополнительным шансом для российского рынка.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube