Мы в СМИ

29.06.2009

ФИНАНС: Агент внешнего влияния

Ольга Шевель

У агентства по страхованию экспортных операций, которое намерено создать правительство, работы первое время будет немного. Углеводороды и прочее сырье востребованы за границей и без господдержки.

Отсутствие национального экспортного кредитно-страхового агентства (ЭКСА) – один из симптомов, отличающих Россию от стран с развитой экономикой. Хотя меры финансовой господдержки экспортеров применяются. По данным Минэкономразвития, в 2005–2008 годах было предоставлено гарантий для экспорта промпродукции на $708 млн. В 2009 году на эти цели из бюджета выделяется $2 млрд. На возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам пойдет 3 млрд рублей. ВЭБ и Росэксимбанк располагают определенными суммами для экспортного кредитования и страхования экспортных контрактов от коммерческих и политических рисков. Тем не менее, в середине мая первый вице-премьер Игорь Шувалов, поручил Минэкономразвития подготовить предложения по созданию ЭКСА. Зачем нужно отдельное агентство и чем не устраивает поддержка, проводимая через государственные и некоторые коммерческие банки?

Вместо банков

Одним из инициаторов нынешней попытки реанимировать идею ЭКСА стал РСПП. По словам заместителя сопредседателя комитета РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике Натальи Борисовой, комитет совместно с ВЭБ направил предложения в правительство после того, как в союз стали обращаться с жалобами компании-экспортеры. В частности, из области высоких технологий. Одна из них – системный интегратор IBS Group, признался «Ф.» президент холдинга Анатолий Карачинский. «Мы поставляем программное обеспечение на $12–13 млн ежемесячно крупнейшим зарубежным организациям. По стандартам индустрии нашу работу оплачивают на 70-й день. На этот период нужен револьверный кредит в $25–26 млн, – говорит президент компании Анатолий Карачинский. – С наступлением кризиса обошли первую десятку российских банков – не смогли получить кредиты. Хотя куда уж лучше обеспечение, чем долг Deutsche Bank, Boeing или UBS? В результате кредитуемся за рубежом».

До августа 2008 года отечественные коммерческие банки способны были в какой-то степени брать на себя риски несвоевременного возврата средств. Теперь поддержать экспортеров может только государство при помощи спецагентства. «Агентство может принимать на себя те риски, которые не готовы взять коммерческие организации, в частности, страновые или политические, а также на такие сроки, которые не смогут предложить коммерческие банки», – поясняет директор департамента международного финансирования Промсвязьбанка Валерия Вохмина.  

Африканский кредит

По сути, большинство отечественных экспортеров несырьевых товаров за границей действуют на свой страх и риск. В случае срыва контракта они отвечают собственными деньгами как перед кредитором, так и перед контрагентом. В основном это средние по размеру игроки. Руководитель одной из организаций, обращавшихся за поддержкой в ВЭБ, озвучил «Ф.» ответ представителя банка: проще дать кредит не вам, а развивающейся стране, чтобы она купила ваши товары и услуги. «Заложен механизм, по которому банки могут работать в основном с большими суммами, – согласен Анатолий Карачинский. – В банке говорят, что привыкли давать миллиарды. Вот если Гвинея-Бисау обратится за кредитом на оружие – дадим. Так Гвинея-Бисау не отдаст, говорю. Не отдаст, соглашаются, но мы точно знаем, как проводить такие операции».

Зато иностранцы, проникающие на рынки других стран, в том числе России, пользуются кредитной, страховой и гарантийной поддержкой национальных ЭКСА без ограничений. «На мировом рынке российские программисты конкурируют с индийскими. В Индии, где 62% технологического экспорта делают мелкие и средние компании, есть госпрограмма поддержки экспортеров. А у нас ничего. В результате компания только на кредитах проигрывает индусам 10% годовых», – поясняет совладелец IBS.

Есть страны, где функционируют сразу несколько агентств, например, в США, Германии, ЮАР, Австралии и Великобритании. «Как правило, это государственные агентства, хотя могут быть и частные. Но все равно по требованиям ОЭСР такие агентства, как правило, обязаны работать по принципам частного сектора. То есть, они не должны просто субсидировать экспортеров», – отмечает старший советник по инвестициям Московского офиса IFC Грег Алтон. Ведущие мировые ЭКСА объединены в Бернский союз. В 2008 году, когда уровень политических и бизнес-рисков серьезно возрос, увеличилась и востребованность экспортерами поддержки от членов союза. Генеральный секретарь Бернского союза Кимберли Вейл в ежегодном докладе отметила, что совокупный объем деловых операций членов организации увеличился сразу на 20% по сравнению с 2007 годом и достиг рекордных $1,5 трлн.

Взамен ВТО

Об устройстве будущего российского ЭКСА известно только, что оно будет государственным. Остальное, по всей видимости, будет делаться по образу и подобию зарубежных агентств. Вероятнее всего, базой станет ВЭБ или Росэксимбанк. Последний появился еще в 1994 году как главный агент в стране по экспортному кредитованию и гарантированию кредитов. Но по профилю так и не заработал.

Про принципы будущей работы агентства чиновники тоже не знают. И пока ограничиваются декларацией: ЭКСА должно стать важным инструментом новой, с элементами протекционизма, внешнеэкономической политики России. В первую очередь власти намерены поддерживать производственные компании. Основы такого подхода заложены в «Стратегии внешнеэкономической деятельности России до 2020 года», которую начали обсуждать в октябре 2008 года. Правительство планирует оказать сопротивление усилившейся международной конкуренции и повысить привлекательность отечественных товаров на зарубежных рынках.

По мнению главного экономиста «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, тема ЭКСА не случайно вновь поднята именно сейчас. «Вспомните недавнее заявление, что Россия будет вступать в ВТО совместно с Белоруссией и Казахстаном. Ясно, что процесс затянется, – указывает эксперт. – Возможно это попытка начать играть по новым правилам, но без ВТО. Вступление в эту организацию давало больше возможностей несырьевым экспортерам проникать на зарубежные рынки. Теперь же создается компенсирующая структура».

По словам замминистра промышленности и торговли Станислава Наумова, ЭКСА будет создано к 2010 году. В правительстве рассчитывают успеть к тому моменту, когда в мировой экономике возобновиться рост, чтобы занять некоторые ниши.

Сырья больше

Создать агентство на базе ВЭБа нетрудно, сложнее решить сопутствующие проблемы. «В России работа ЭКСА может быть не слишком востребованной по той причине, что из страны вывозится не так уж много высокотехнологичной продукции, интересной иностранным покупателям», – говорит Евгений Гавриленков. Отечественные экспортеры отправляют за рубеж углеводороды, металлы, химудобрения, лес и прочие сырьевые товары с минимальной степенью обработки.  

Обычно ЭКСА работают с компаниями, изготавливающими товары с высокой долей добавленной стоимости. «Помимо высокотехнологичного сектора, это все направления машиностроения, приборостроение, легкая промышленность, – говорит эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Представители прежде всего этих отраслей ведут довольно рискованную экспортную деятельность». Они поставляют свою продукцию в основном в развивающиеся страны СНГ и Восточной Европы с нестабильной экономикой, указывает аналитик «Метрополя» Михаил Пак. «Такова специфика российского машиностроительного экспорта», – говорит эксперт. В дальнем зарубежье российские механизмы, приборы, станки не слишком конкуретноспособны.

Вряд ли к 2010 году изменится сырьевая ориентация российского экспорта и экономики в целом. И никто не говорит, что удастся быстро преодолеть спад в промышленности и модернизировать производство. Но ЭКСА в любом случае необходимо, если действительно есть желание диверсифицировать экономику. Своим появлением агентство может стимулировать выход на экспортные рынки тех игроков, которые раньше не видели такой возможности.

 

Важен принцип

Если правительство намеревается создать ЭКСА в 2010 году, то законодательная база должна быть готова уже к осенней сессии, чтобы учесть необходимые затраты на новую структуру в бюджете-2010, полагает Дмитрий Абзалов. «Однако сначала следует модифицировать систему госгарантий как таковую, – заявляет эксперт. – А для этого прежде придется внести поправки в закон о госгарантиях, где прописан принцип субсидиарной ответственности, а не солидарной». В ином случае, уверен эксперт, важнейшее направление ЭКСА – механизм экспортной госгарантии – не будет работать так же, как до сих пор не заработал механизм гарантий государства для членов Списка системообразующих предприятий.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube