Мы в СМИ

24.10.2005

RBC Daily

«Копейка» гонится за рублем

Розничная компания преобразуется в ОАО, чтобы было легче привлекать инвесторов

 

Елена Желобанова

 

Сеть дискаунтеров «Копейка» на прошлой неделе заявила о преобразовании в открытое акционерное общество. Таким образом ритейлер потихоньку приобщается к немногочисленной пока, но растущей когорте розничных компаний, которые вывели свои акции на открытые рынки. В этом году практически все крупные розничные игроки заявили о планах выхода на IPO, и может сложиться впечатление, что это наиболее оптимальный путь развития цивилизованного бизнеса. Но эксперты утверждают, что другие стратегии развития розницы не менее жизнеспособны. ТД «Копейка» – оператор одной из крупнейших в России сетей дискаунтеров. Первый магазин сети был открыт в 1998 г. Сегодня насчитывает 115 магазинов в Москве и Московской области, Туле, Рязани, Калуге. Владельцами ТД являются Eckleton Ltd., аффилированная с ФК «УРАЛСИБ» (50%-ная доля), президент «Копейки» Александр Самонов (30%), Сергей Ломакин и Артем Хачатрян (по 10%). Продажи компании в 2004 г. составили 424,3 млн долл. EBITDA и чистая прибыль за этот период достигли 27,1 и 15,2 млн долл. соответственно. За 9 месяцев 2005 г. выручка «Копейки» по РСБУ составила 12,5 млрд руб. (444 млн долл.) – на 54% больше, чем за аналогичный период 2004 г. (288 млн долл.). Участники ООО «Торговый дом «Копейка» в четверг приняли решение о преобразовании компании в открытое акционерное общество на своем внеочередном собрании. Этот шаг вполне ожидаем, так как еще прошлым летом президент ТД «Копейка» Александр Самонов заявлял, что лето 2006 г. – время, когда его компания рассчитывает выйти на IPO. Акционерная структура созданного ОАО будет аналогичной существующей структуре торгового дома. «Реорганизация – еще один шаг по повышению публичности компании и информационной открытости», – прокомментировали начинания «Копейки» в ее пресс-службе. К сожалению, от более подробных комментариев там отказались, ссылаясь на то, что пока не могут отвечать на дополнительные вопросы и имеют возможность говорить лишь о свершившихся фактах. По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Красноперова, «Копейка» вполне созрела для данного шага, так как «доросла» до нужных масштабов и демонстрирует неплохую динамику развития. Но подготовка к IPO – небыстрый процесс. «Седьмой континент», например, проводил работу по подготовке публичного размещения акций с 1998 г. по 2004 г. «Таким образом, «открытость» компании не стала моментом кардинального перелома, а явилось логическим продолжением стратегического пути развития, – отмечает в разговоре с RBC daily пресс-секретарь сети «Седьмой континент» Екатерина Лесина. А пресс-секретарь сети «Патэрсон» Надежда Сенюк считает, что перестройка компании в публичную потребует значительных внутрикорпоративных преобразований, так как компания должна научиться работать не только на двух-трех своих собственников, но и на большое количество новых акционеров. Аналитики высказывают мнение, что после IPO «Копейка» начнет более широкое развитие по всей России. Пока стратегия сети заключается в освоении Центрального федерального округа, причем значительную часть магазинов предполагается открыть по франчайзингу – о широкой продаже франшизы компания объявила в этом году. Очевидно, для этого «Копейке» потребуется источник инвестиций, так как в развитие сети уже вложены значительные средства: только в этом году на эти цели ушло порядка 60 млн долл. При этом эксперты отмечают, что «Копейка» спешит с подготовкой IPO, потому что сейчас складывается наиболее благоприятная для этого ситуация. «На российском рынке как раз благоприятный момент для подобных мероприятий, – рассуждает Михаил Красноперов. – Рынок еще не насыщен, и можно вырученные средства вкладывать в развитие». По его словам, через 2-3 года картина станет совершенно иной, и быстрое получение крупных средств будет не столь актуально. Кроме того, по мнению аналитиков, IPO – не единственный путь развития для ритейла. В сети «Патэрсон» считают, что открытые рынки – это выход для тех, кому уже неоткуда привлечь инвестиции. «IPO компании используют тогда, когда исчерпаны другие способы привлечения средств, – говорит Надежда Сенюк. – В бизнесе есть известная формула: «Пока ты можешь развиваться сам, зачем тебе нужны другие?» Когда же компания прошла все стадии: собственные средства, заемные кредиты, выпуск облигаций, – тогда лишь собственники решаются на продажу части своего бизнеса».  Михаил Красноперов отмечает, что стратегия развития в первую очередь зависит от позиции менеджмента. «Вполне оправданно не выходить на открытые рынки, а привлечь, например, крупного стратегического профильного инвестора, – рассуждает он. – Иногда это бывает выгоднее, чем проводить IPO». С ним согласна Екатерина Лесина, которая отмечает, что сегодня, помимо публичного размещения акций, компании могут использовать доступные франчайзинговые схемы, а также кредитные схемы долгосрочного заимствования. По словам г-на Красноперова, привлечение стратегического инвестора зачастую проще и дешевле: профильный инвестор скрупулезно изучает компанию, может адекватно оценить ее потенциал и инвестировать более значительные суммы, чем можно было выручить в ходе IPO.

 

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube