Мы в СМИ

17.01.2003

Газета «Газета»

  АНАСТАСИЯ СКОГОРЕВА, ВИКТОРИЯ АБРАМЕНКО


Минфин делает новую ставку на ГКО
Правительство решило в 2003 году проводить гораздо более активную политику на
рынке внутренних заимствований, чем в предшествующие четыре года. Минфин РФ
выпустит в течение года госбумаги на общую сумму 550 млрд. рублей. При этом
объем эмиссии ГКО должен возрасти на 33% по сравнению с прошлым годом: он
составит 64 млрд. рублей. По мнению экспертов, такой «ренессанс» ГКО не случаен: правительство стремится предоставить инвесторам новые финансовые инструменты, а заодно пополнить казну перед новыми выборами.
план работы Вчерашнее заседание правительство РФ посвятило рассмотрению вопроса о стратегии заимствований на внутреннем рынке в 2003 году. С докладом об этом выступила замминистра финансов Белла Златкис. По словам экспертов, ничего неожиданного не произошло: как и предполагалось, кабинет министров одобрил предложения Минфина об эмиссии государственных ценных бумаги на общую сумму 550 млрд. рублей.
По сравнению с прошлым годом объем чистых заимствований вырастет не слишком
заметно - всего на 5 млрд. рублей. Зато переоформление старой задолженности
Минфина перед ЦБ в рыночные инструменты обойдется в 300 млрд. рублей. Плюс к
этому планируется разместить на внутреннем рынке заимствований краткосрочные
гособлигации (ГКО) на 64 млрд. рублей. И, наконец, будут выпущены новые ОФЗ на сумму в 172 млрд. рублей. Этим программа действий правительства не
ограничивается. В течение года планируется разместить два выпуска
государственных сберегательных облигаций (ГСО) на 10 млрд. рублей,
предназначенных для институциональных инвесторов. А на оставшиеся 4 млрд.
выпустить облигации государственных нерыночных займов.Они будут размещаться в
рамках разрабатываемой сейчас Национальной системы сбережений, предназначенной для обеспечения прав граждан покупать государственные ценные бумаги непосредственно у государства вынужденная пауза
До сих пор кабинет министров России при формировании своей политики
заимствований не делал ставку на ГКО. Прежде всего потому, что инвесторы, как отечественные, так и иностранные, долго не могли забыть, как были заморожены все выплаты по ГКО и ОФЗ в 1998 году. Их потери составили тогда, по самым скромным оценкам, несколько десятков миллиардов долларов. Впрочем, это была не единственная причина: по мнению экспертов, российские власти могли бы реанимировать рынок ГКО еще год-два назад, так как к этому времени доверие инвесторов к российским гособлигациям уже было восстановлено. Тем не менее правительство не спешило принимать подобное решение.
По мнению научного руководителя экономической экспертной группы при Минфине РФ Евсея Гурвича, это объяснялось тем, что российским властям также было необходимо время для того, чтобы оправиться от шока, вызванного фактическим дефолтом по гособлигациям в 1998 году. «Слишком сильным был августовский «ожог». С тех пор многое изменилось, а страх перед крахом пирамиды ГКО все же оставался», - заявил Газете Евсей Гурвич. Похоже, что теперь этот «комплекс ГКО» потихоньку преодолевается, считают эксперты. Решение всех проблем
Теперь сдерживающие факторы перестали действовать. Напротив, у правительства
появились причины для того, чтобы более активно развивать рынок внутренних
заимствований. На сегодняшний день, как подчеркивают эксперты, Россия может
предложить инвесторам крайне узкий набор финансовых инструментов. «При этом далеко не все из этих инструментов устраивают инвесторов: фондовый рынок, например, остается неликвидной и к тому же довольно рискованной сферой для инвестиций», - отметил Газете аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев. «То же самое можно сказать и о рынке корпоративных облигаций, а вексельный рынок в России практически исчез. На этом фоне гособлигации представляются весьма
привлекательным финансовым инструментом, и у меня нет сомнений, что их сметут с рынка сразу же после размещения», - считает эксперт. Если это произойдет, правительство убьет сразу двух зайцев: предоставит участникам рынка новые ликвидные инструменты и снимет «денежный навес», который образовался в последнее время из-за высоких цен на нефть и избытка наличных денег на руках у населения. По словам аналитиков, возможности вкладывать эти деньги в реальный сектор нет, так как он в России недостаточно велик. Остаются финансовые рынки, и в частности рынок ГКО. Если инвесторы получат возможность более активно играть на нем, проблема стерилизации избыточной денежной массы станет не столь актуальной, как в предыдущие месяцы, подчеркивают аналитики.
Но и этим не исчерпывается положительный эффект возвращения ГКО. По мнению
вице-президента ИК «Ренессанс Капитал» Алексея Моисеева, размещение выпусков ГКО позволит сделать структуру российской задолженности более сбалансированной. «Внешние долги сейчас составляют 124 млрд. долларов, а рублевые обязательства всего 500 млрд. рублей. Очевидно, что эти суммы физически несопоставимы и этот дисбаланс надо выравнивать», - пояснил Газете Алексей Моисеев. случайность или закономерность?
Стоит отметить еще один весьма любопытный факт: финансовые власти России решили возродить ГКО за год до проведения новой президентской кампании. Это может быть случайностью, а может и свидетельствовать о продуманной политике кабинета. Последний вариант представляется тем более возможным, потому что в современной истории России такое уже было: эпоха расцвета докризисного рынка ГКО пришлась на 1995-й - начало 1996 года, когда тогдашним властям понадобились средства для переизбрания Бориса Ельцина на второй президентский срок. Впрочем, аналитики считают, что между той и нынешней ситуацией есть существенные различия: теперь государство располагает достаточными резервами для того, чтобы регулировать внутренний рынок долгов. К тому же, как подчеркивает Денис Нуштаев, львиная доля новых государственных обязательств будет выпущена с длительными сроками погашения: только 64 млрд. рублей приходится на ГКО со сроками обращения от 3 до 12 месяцев, тогда как предполагается выпустить новые ОФЗ на сумму 172 млрд. рублей со сроками обращения до 10 лет. «У правительства хватит времени и сил для того, чтобы нормально погасить эти обязательства. Поэтому вряд ли можно говорить о строительстве новой финансовой пирамиды по образцу 1996 года», - отмечает Денис Нуштаев.

«ГАЗЕТА»



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube