Мы в СМИ

25.02.2009

ГАЗЕТА: Олег Дерипаска остался наедине с британской безработицей

Софья Пискунова, Екатерина Сороковая

«Правительство считает, что основная ответственность в вопросе поддержки LDV лежит на нынешнем владельце компании - группе ГАЗ», цитирует агентство Bloomberg заявление министерства торговли Великобритании. «В отсутствие поддержки от ГАЗа мы не видим оснований для дальнейшей поддержки со стороны правительства», - заявило министерство. По его данным, государство ранее уже выдало LDV кредит на 24 млн фунтов, и пока он не погашен.

Напомним, что днем ранее председатель совета директоров ГАЗа Эрик Эберхардсон заявил в интервью ВВС, что «общая ситуация поставила группу ГАЗ в очень трудное положение, и она больше не может поддерживать LDV». По его словам, компания нуждается в бридж-финансировании в размере 20--30 млн фунтов. Как вариант выхода из тяжелой ситуации: группа ГАЗ могла бы продать LDV менеджменту, сказал Эрик Эберхардсон.

По данным Financial Times, продажи LDV, производящего коммерческие автомобили Maxus, в последние три месяца упали почти вдвое. Конвейер компании на заводе в Бирмингеме остановлен. По словам представителей ГАЗа, в настоящее время рассматривается несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации: помимо обратного выкупа это могут быть сокращение затрат и активизация продаж продукции LDV, что, впрочем, представляется в сложившихся условиях маловероятным.

Отметим, что задолженность группы ГАЗ перед британским правительством далеко не единственная. В целом краткосрочная задолженность холдинга составляет около $1 млрд. Впрочем, финансовое бремя - не самое главное. Потеря британского актива в совокупности с продажей Олегом Дерипаской 20% канадской Magna наносит серьезный удар по зарубежному имиджу предпринимателя.

Стремительно теряет позиции Олег Дерипаска и в строительном бизнесе. Потеряв долю в немецкой Hochtief, «Базэл» готовится расстаться и со своим пакетом (25% минус 1 акция) в австрийском концерне Strabag. Послезавтра истекает срок возврата Олегом Дерипаской долга своим партнерам по строительному холдингу. Как сообщают источники в финансовых кругах, 500 млн евро были предоставлены бизнесмену альянсом Raiffeisen – Holding Niederoesterreich - Wien - Uniqa Versicherungen AG (владеет 25% минус 1 акция Strabag) и Haselsteiner Group (25,15%) прошлой осенью под залог принадлежащего дочерней компании «Базэла» Rasperia Trading пакета Strabag. Заем был выдан Олегу Дерипаске с отсрочкой платежей на два года, один из траншей, запланированный на конец декабря, был перенесен на конец февраля. Срок возврата долга истекает 27 февраля.

«Если «Базэл» не вернет деньги или не договорится о реструктуризации долга, то он лишится этих акций», - поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов и подчеркивает, что речь идет именно не о продаже акций, а о потере залога по кредиту. Представители «Базэла» отказались вчера прокомментировать информацию о возможной потере компанией доли в Strabag. Также в компании не подтвердили, но и не опровергли факт наличия долга перед другими акционерами австрийского холдинга.

Стоимость доли Олега Дерипаски оценивается сейчас участниками рынка менее чем в 275 млн евро (капитализация Strabag в результате кризиса снизилась с 5,2 млрд до 1,1 млрд евро) при том, что куплена она была два года назад за 1,2 млрд евро. Однако, как пишет Financial Times Deutschland, Raiffeisen «готов пойти Олегу Дерипаске на уступки с тем, чтобы потери бизнесмена не были чрезмерными». Также не исключено, что в перспективе иностранные владельцы Strabag могут продать Дерипаске его долю обратно, что связано с большими надеждами, которые австрийцы возлагали на российский рынок и российские проекты.

По словам аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, Дерипаска важен для Strabag, поскольку он имеет сильное лобби во властных кругах, что помогает компании получать заказы. «Государство будет наращивать инвестиции в инфраструктуру, а именно этот сектор интересен Strabag в России в первую очередь», - говорит Михаил Пак.

Строительный дивизион «Базэла» вел себя в последние годы довольно активно, что давало менеджменту Strabag большие надежды. Впрочем, сейчас, по словам президента австрийского Объединения инвесторов Вильгельма Разингера, которого цитирует Finanсial Times Deutschland, «эти мечты лопнули».

Доказательством этих слов может служить отказ от строительства цементных заводов в России, а также приостановка переговоров с частными инвесторами по проекту Западного скоростного диаметра «Невский меридиан» (ЗСД, платная автодорога между морским портом Санкт-Петербурга и основными транспортными комплексами города). Консорциум в составе «Базэла», Hochtief, Strabag, Bouygues, Egis и Мостоотряд № 19 выиграл тендер на его строительство в июне 2008 года. Реализация этого проекта планировалась в рамках государственно-частного партнерства, причем доля государственного финансирования должна была составлять примерно треть от общей стоимости проекта, первоначально оцененного в 212 млрд рублей. Однако соглашение с ЗСД, которое должно было быть подписано осенью 2008, до сих пор не подписано. Уже принято решение, что в 2009--2010 годах финансирование будет полностью государственным. Таким образом, из этого перспективного проекта австрийцы на неопределенный срок выбывают.

Среди других совместных проектов Strabag и «Базэла» стоит отметить строительство аэропорта в Адлере и другие крупные проекты в Сочи и Санкт-Петербурге, причем в Петербурге речь шла о жилищных и торговых комплексах, где Strabag хотел предложить свои услуги в качестве генподрядчика. Теперь все эти планы австрийского концерна могут оказаться под угрозой. По мнению Михаила Пака, Strabag, как и Hochtief, будет продолжать принимать участие в тех проектах, о которых они уже заявили, однако обеим компаниям будет сложно получать новые заказы.

Hoсhtief, как и Strabag, имеет ряд совместных проектов с «Базэлом». Так, совместно с ГК «Трансстрой» (50% акций принадлежит Олегу Дерипаске) компания намерена участвовать в тендере на реконструкцию аэропорта Пулково. Уже в марте 2009 года должен быть объявлен победитель конкурса. И если раньше бесспорным фаворитом считалась именно концессия с участием «Трансстроя», то теперь это лидерство вызывает у экспертов вопросы.

Компании строительного дивизиона «Базэла» также участвуют в проекте «Порт Сочи Имеретинский», а также в строительстве курортного комплекса «Имеретинская ривьера», в которую к Олимпиаде 2014 года Олег Дерипаска планировал вложить $2 млрд. Однако в сложившейся ситуации неясно, выдержит ли «Базэл» груз взятых на себя строительных и инвестиционных обязательств.

Впрочем, некоторые эксперты и вовсе полагают, что рано или поздно бизнесмен будет вынужден выйти из строительного бизнеса и вообще избавиться от большинства непрофильных активов для того, чтобы спасти свой основной и при этом самый закредитованный актив - ОК «Русал» (долг компании достигает $17 млрд).

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube