Мы в СМИ

28.03.2011

Московские новости: Рожденный ползать летать не сможет

Михаил Кукушкин

Владимир Путин вчера прилетел в Шереметьево, для того чтобы поставить точку в затянувшемся споре об объединении конкурирующих между собой аэропортов Московского авиационного узла. Двум из трех аэропортов Москвы — Шереметьево и Внуково — придется участвовать в проекте. За рамками объединения пока осталась крупнейшая и при этом частная воздушная гавань — Домодедово.
О том, что государство считает необходимым объединить под своим управлением деятельность трех крупнейших аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) — Домодедово, Шереметьево и Внуково, впервые заявил вице-премьер Игорь Шувалов в июне 2010 года (см. справку на стр. 09). Таким образом, правительству понадобилось меньше года, чтобы достичь хоть и промежуточного, но все же решения вопроса в свою пользу.

Премьер вчера выбрал половинчатое и наименее конфликтное из всех возможных решение. Аэропорту Домодедово, контролируемому частной группой «Ист Лайн», разрешено сохранить свою независимость от государства. «Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс Шереметьево и Внуково», — сказал Путин на вчерашнем совещании. Он добавил, что в единый комплекс планируется слить аэропорт Шереметьево, где у правительства России 100% акций, и аэропорт Внуково, где у правительства Москвы 75% акций. Премьер объяснил, что речь фактически идет о выкупе федеральным центром столичного пакета акций, причем пообещал щедро заплатить за эти ценные бумаги.

«Исторические» затраты Москвы на развитие Внуково премьер оценил в 45–50 млрд руб. «Мы эти деньги заплатим из федерального бюджета городу Москва», — сказал Путин. В декабре прошлого года независимая оценка 75-процентного пакета ОАО «Аэропорт Внуково» дала другой результат — 27 млрд рублей.

Федеральный центр выкупит у столичной мэрии ее долю акций Внуково. Вырученные средства будут буквально закопаны в землю. Мэр столицы Сергей Собянин подтвердил, что город готов расстаться с акциями Внуково, а вырученные средства намерен направить на строительство метро.

Крупнейшая и единственная частная воздушная гавань — Домодедово — пока осталась за рамками объединения. Эксперты, однако, не исключают, что через пять-семь лет правительство задумается и о ее национализации. Причины такого сценария уже озвучил министр транспорта России Игорь Левитин. В своем докладе на вчерашнем совещании (копия имеется в распоряжении «МН») он заявил, что наличие вокруг Москвы самостоятельных аэропортов вредит делу. «Три основных аэропорта расположены по географическому принципу в соответствии со стратегией развития авиатранспортных потоков, принятой в 60-е годы прошлого века. В настоящее время коммерческие интересы операторов аэропортов и авиакомпаний не совпадают с данной стратегией», — отметил Левитин. «В таких условиях невозможно провести работу по установлению стандартных бесконфликтных маршрутов прилета-вылета воздушных судов без открытия воздушного пространства для полетов воздушных судов гражданской авиации и глубокой модернизации системы управления воздушным движением. В результате пропускная способность аэродромов остается значительно более низкой, чем в аналогичных по конфигурации наземной инфраструктуры зарубежных аэродромах», — добавил министр.

Однако, как следует из его слов, вопреки организационному разнобою Московский авиаузел развивается устойчиво. «С 2000 по 2010 год количество обслуженных авиапассажиров возросло с 17 до 51 млн. По прогнозам профильных авиационных институтов (пессимистический сценарий), в период с 2011 по 2020 год объем перевозок авиапассажиров в аэропортах МАУ может возрасти с 51 до 90 млн пассажиров в год», — доложил Левитин.

Владимир Путин, очевидно, решил ориентироваться на какой-то более смелый сценарий и на совещании оперировал цифрой 100 млн пассажиров к 2020 году. «Мы исходим из того, что возникнет синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможностей грузопотока, пассажиропотока», — отметил премьер.

Независимые эксперты не очень разделяют его расчеты на синергию, но согласны, что пассажиропоток в МАУ будет расти, что обеспечит работой все три существующих аэропорта. «О синергии можно было бы говорить, если бы Шереметьево и Внуково находились настолько близко, чтобы позволять удобные пересадки, — считает аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. — Поскольку этого нет, я не думаю, чтобы они смогли отнять существенную долю рынка у Домодедово». По его мнению, против Домодедово будет играть другое обстоятельство. Теперь государство наверняка решит строить новую взлетно-посадочную полосу не там, а в одном из «своих» аэропортов, скорее всего в Шереметьево. Однако там осталось место только для одной новой полосы, тогда как в Домодедово зарезервированы территории под несколько. Через пять-семь лет Шереметьево опять достигнет пределов своего роста, и тогда государство может снова обратить внимание на Домодедово, причем попытки поставить его под госконтроль не исключены, считает эксперт.

Премьер Путин действительно назвал вчера строительство третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево одним из приоритетов развития МАУ. «Прошу Минфин, Минтранс и Минэкономразвития обеспечить необходимое финансирование и организацию строительных работ», — сказал он. Однако в защиту интересов Домодедово довольно неожиданно выступил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Он предложил отдельно рассмотреть вопрос о возможности строительства третьей полосы в аэропорте Домодедово и не исключил возможность того, что «Аэрофлот» может перейти в Домодедово. «В 2020 году надо делать ставку на Домодедово, который может сыграть роль хаба международного значения», — посоветовал Савельев премьеру в Шереметьево.

Трудный союз

Впервые об объединении под своим управлением трех крупнейших аэропортов Московского авиационного узла государство заявило в июне 2010 года. Мысль озвучил вице-премьер Игорь Шувалов. Месяц спустя министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что намерен обсудить с собственниками московских аэропортов создание единой управляющей компании. Совет мог стать первым шагом. Но трудности объединения, которые предвидел министр Левитин, не заставили себя ждать. Гендиректор аэропортового комплекса Домодедово Вячеслав Некрасов тогда же заявил, что объединение трех аэропортов невозможно: у них разная форма собственности.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube