Мы в СМИ

26.12.2005

РИА Новости - Приволжье

Государство берет под контроль АвтоВАЗ. Что потом?

 

Современное российское производство легковых автомобилей уже давно держится только на одной национальной опоре. После того, как московский АЗЛК перестал выпускать продукцию, а нижегородский ГАЗ обещает отказаться от выпуска «Волги», тольяттинский завод АвтоВАЗ будет практически в одиночестве создавать российские легковушки. На его долю сейчас приходится около половины рынка. Что в абсолютных величинах в 2004 году составило 717 985 автомобилей. Однако сегодня доминирующее положение этого автомобильного гиганта не выглядит таким уж устойчивым. Последние годы доля АвтоВАЗа на российском рынке регулярно сокращается. Ожидается, что и в 2005 году потребителям будет поставлено на 6-7% автомобилей меньше, чем в 2004 г. Зато одновременно достаточно быстрыми темпами растет доля иномарок на российском рынке. По прогнозам дилеров, в 2005 году иностранные компании сумеют продать в России более 500 тыс. автомашин, причем, не только импортированных, но и собранных на российских предприятиях. Для сравнения, в прошлом году было продано около 350 тыс. иномарок. Совершенно очевидно, что единоличному господству АвтоВАЗа в России приходит конец. И хотя хоронить российский автогигант еще рано, поскольку ему принадлежит слишком большая доля рынка, многие аналитики уже называют дату «судного дня». Считается, что после 2010 года, когда будут сняты таможенные ограничения на ввоз иномарок в Россию, АвтоВАЗ окончательно потеряет свое былое величие. Уже сейчас автозаводу приходится противостоять многоликому наплыву иностранных автомобилей. Пока АвтоВАЗу удается сохранять позиции благодаря более низким ценам на свою продукцию. Традиционная тольяттинская «классика» стоит $5-6 тыс. А самый многочисленный класс иномарок - $10-15 тыс. Если при этом учесть, что так называемые «десятки» постепенно подбираются к этой ценовой категории, то становится ясно - конкурентная среда в России все жестче, а иностранные машины дешевеют. После выхода в середине лета на российский рынок Renault Logan, а чуть позже - Chevrolet Lanos украинской сборки, десятитысячный психологический рубеж оказался преодоленным. Оба этих автомобиля в базовой комплектации стоят сейчас по $9 тыс. АвтоВАЗ тут же отреагировал на этот вызов судьбы новой маркой «Лада Калина». Однако, как продемонстрировал московский автосалон, в случае продолжения наступления иномарок на вазовскую ценовую категорию, предприятию ответить будет нечем. Автопроизводители из Тольятти сумели показать лишь перспективную «Ладу Приора», которая даже внешне мало чем отличается от своих собратьев, которые уже находятся на конвейере. Александр Жуков, аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь», считает, что сейчас предприятие вынуждено возвращаться к производству «классики» и старой «Нивы». На два-три года такого задела хватит. Вместе с двумя новыми моделями завод сможет дотянуть до 2010 года. А вот что дальше - вопрос. Приблизительно к этому времени будут снижены ввозные пошлины на новые иномарки, и в страну хлынет более дешевый товар. По мнению аналитика, предприятие может спасти только участие в его судьбе государства. Для этого уже привлечены менеджеры из ФГУП «Рособоронэкспорт». Одновременно привлекается к финансированию АвтоВАЗа Внешторгбанк. Для предприятия это станет неплохим выходом из сложившегося положения. С одной стороны, автозавод получит доступ к более выгодным условиям финансирования, которые поддержат производство автомобилей в нынешней ценовой категории. С другой - поддержка государства упростит заводу поиск стратегического партнера среди иностранных компаний. Гарантии государства сейчас очень много значат, и они облегчат переговоры. Сейчас многие специалисты, в том числе и работающие в Министерстве промышленности и энергетики России, видят перспективы отечественного автопрома только в альянсе с иностранными автомобильными гигантами. Российские заводы с их помощью сначала смогут модернизировать производство, начать собирать современные модели, а затем, постепенно расширить номенклатуру выпускаемых в России комплектующих. Многие эксперты уже перестали задавать друг другу вопрос - будет ли национализирован АвтоВАЗ? Они спрашивают, а что дальше? Пока известно, что за контроль над крупнейшим национальным автопроизводителем государству придется заплатить - на поддержку автопрома новые менеджеры АвтоВАЗа попросили у правительства $5 млрд. Эти средства завод, наверное, получит. Хотя проблемы предприятия одними деньгами не решить. Производству нужны опытные специалисты мирового уровня. А значит, от сотрудничества с иностранцами завод не откажется. Скорее всего, государство постарается подыскать АвтоВАЗу стратегического партнера из числа мировых автомобильных гигантов. Однако это случится не скоро. «Сватовство» затянется на несколько лет, вплоть до 2010 года, когда закончится нынешний финансовый грант.

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube