Мы в СМИ

27.12.2007

ПРАЙМ-ТАСС: Триумф эстетизма в телекоме. Комбинация «Альфа Групп» в сделке по покупке Golden Telecom «ВымпелКомом» как эстетический феномен

Под занавес года ОАО «ВымпелКом» /»Билайн"/ взбодрило рынок заключением соглашения о покупке за 4,3 млрд долл компании Golden Telecom. Предстоящая сделка вызвала разноречивые комментарии, прежде всего, из-за ее цены. Но, на наш взгляд, что вызывает однозначное отношение – так это красота игры «Альфа Групп» в этой сделке.

Сама по себе покупка Golden Telecom для «ВымпелКома», вне всяких сомнений, полезна.

 Говоря о том, зачем «ВымпелКом» хочет приобрести Golden Telecom, генеральный директор Александр Изосимов так сформулировал основной смысл сделки. «Стратегическая цель приобретения – создать больше возможностей для реализации озвученной ранее стратегии Golden Telecom, основным фокусом которой является развитие широкополосного доступа. То, что делает и делал Golden Telecom -это абсолютно правильно, и мы со своей стороны должны это поддержать и финансово, и своими активами. Ставка будет делаться на интегрированные предложения, которые, мы считаем, будут достаточно уникальны на нашем рынке. Логика объединения достаточно очевидна. Golden Telecom гораздо более эффективен, чем мы, с точки зрения строительства и управления фиксированной частью бизнеса. Мы объединяем все то, что «в земле», корпоративный сегмент и широкополосный доступ, который сейчас, в частности, в Европе - самый быстрорастущий сегмент. Кроме того, здесь эффект масштаба также скажется».

То есть,  А.Изосимов говорит здесь о том, что, используя возможности «ВымпелКома», Golden Telecom сможет эффективнее развивать все направления бизнеса фиксированной связи. В свою очередь, «ВымпелКом» намерен использовать то, что у Golden Telecom «в земле», то есть, проводные сети, его возможности для конвергентных фиксировано-мобильных услуг связи /FMC/ и корпоративную клиентскую базу Golden Telecom.

Кроме того, в комментариях «ВымпелКома» по этой сделке указывалось, что приобретение 100 акций Golden Telecom позволит в полной мере использовать синергию в области затрат, выручки и капитальных вложений. Кроме того, «ВымпелКом» заявляет о возможности создания первого полностью интегрированного, независимого и международного оператора в СНГ.

Все это выглядит просто замечательно.

Но откуда же тогда неоднозначность оценок?

Из-за цены покупки. Любое приобретение, помимо операционного эффекта от него, должно оцениваться с учетом цены. А в данном случае складывается стойкое впечатление, что покупка Golden Telecom того не стоит, то есть не стоит тех 4,3 млрд долл, которые «ВымпелКом» намерен заплатить за компанию. Прежде всего, это запредельно дорогая покупка по финансовым критериям. Так, сегодня на рынке мультипликаторы /то есть, отношение финансовых показателей компании к ее цене/ для операторов фиксированной связи, каким является Golden Telecom, гораздо ниже, чем в данной сделке.

Например, мультипликатор для операторов местной и междугородной связи равен 8,5 показателя EBITDA, а для таких же операторов, занимающихся и широкополосным доступом, мультипликатор составляет 8,8 показателя EBITDA.

Этот показатель для Golden Telecom в 2007 г прогнозируется на уровне несколько более 300 млн долл, то есть мультипликатор цены данной сделки равен около 14,0. Это, пожалуй, чересчур.

То же можно сказать и о соотношении цены к выручке Golden Telecom. Выручка в 2007 г ожидается примерно около 1,2 млрд долл. Получается, что цена, по которой «ВымпелКом» покупает компанию, превышает выручку более чем в 3,5 раза. Обычно же цена покупки составляет две годовых выручки или около того.

Эту точку зрения разделяют и финансовые аналитики. В частности, так считают аналитики ИФК «Метрополь» Филипп Таунсенд и Сергей Васин. Они полагают, что, купив Golden Telecom, «ВымпелКом» заплатит больше, чем компания того стоит. Даже если сравнить с самой высокой ценой, компания Golden Telecom была переоценена.

Аналитики также указывают на то, что даже при наиболее оптимистичных показателях маржи по EBITDA Golden Telecom, совокупная маржа EBITDA двух компаний снизится до 47,2 проц к 2012 г, тогда как, согласно предыдущему прогнозу, предполагалось, что маржа OIBDA «ВымпелКома» к 2012 г составит 50,7 проц.

Мы бы также отметили еще одно финансовое обстоятельство.

У «ВымпелКома» нет свободных 4,3 млрд долл для этой покупки. Эти деньги компания будет занимать, о чем она и сообщила, заявив о планах привлечения кредита не менее чем на 3,5 млрд долл. Учитывая, что общий долг «ВымпелКома» сейчас составляет около 2,4 млрд долл, после этих заимствований он вырастет как минимум до около 6 млрд долл. Это много, если учесть, что выручка «ВымпелКома» в 2007 г прогнозируется аналитиками в размере около 7 млрд долл.

Получится, что долг «ВымпелКома» будет почти равен выручке и составит без малого два показателя OIBDA, который в 2007 г прогнозируется на уровне 3,5 млрд долл.

Для сравнения, на начало 2006 г долг ОАО «Мобильные ТелеСистемы» /МТС/ составил около 3,1 млрд долл, что равно 0,95 OIBDA или менее половины годовой выручки.

Да, и это еще не все – «ВымпелКому» придется вложить в течение ближайших 3-х лет примерно 2,5 млрд долл в развертывание сетей третьего поколения /3G/ в России. И для этого компании тоже придется занимать деньги.

При годовой выручке 7 – 9 млрд долл долга явятся нелегким грузом для «ВымпелКома».

Компания, конечно, не рухнет под такой тяжестью, но все это – достаточные основания для неоднозначной оценки приобретения Golden Telecom по заявленной цене.

Не так все просто и с операционными преимуществами, приобретаемыми вследствие покупки.

Использование сетей Golden Telecom – да, это полезно, так как позволит «ВымпелКому» получить существенную экономию от аренды магистральных каналов передачи междугородного трафика. Тем более что протяженность таких каналов у Golden Telecom в России составляет около 40 тыс км. Однако при цене сделки в 4,3 млрд долл, сколько времени потребуется для возврата средств за счет экономии – неизвестно, скорее всего – очень много времени. Тем более что сам Golden Telecom вынужден арендовать магистральные каналы связи, в частности, у ЗАО «Синтерра».

Что до конвергентных услуг и прочих преимуществ от получения в свое распоряжение возможностей фиксированной связи – это дел проблемное, в том смысле, что требует кропотливой специальной работы при невысоком уровне доходов и показателей прибыльности – гораздо ниже тех, к которым привык «ВымпелКом». Да и управление таким активом требует специального внимания, трудо- и финансовых затрат. «ВымпелКом», в частности, имел случай убедиться в этом в Армении, где владение активом фиксированной связи создает много проблем при невысокой отдаче. Повторимся, однако, что все эти сложности можно было бы считать просто рабочими моментами перспективной сделки, если бы не совершенно огромная ее цена. То есть, «ВымпелКом» заплатит высочайшую цену – в прямом и переносном смыслах – за владение активом, за который, при всей его полезности, придется очень долго расплачиваться.

А вот если говорить об «Альфа Групп» в этой сделке – здесь начинается чистая эстетика. Что получает «Альфа»: около 1,14 млрд долл как продавец 26,6 проц акций Golden Telecom, увеличивает свой контроль над Golden Telecom с 26,6 проц до 44 проц как акционер «ВымпелКома», потенциально повышает стоимость своих инвестиций в «ВымпелКом» вследствие возможного повышения биржевой капитализации последнего после завершения сделки. Что затрачивает на все это «Альфа Групп» – ничего, ни одной копейки или цента. Красиво, ничего не скажешь. Такая вот эстетика.

Безо всякой иронии – «Альфа Групп», как акционер «ВымпелКома» и Golden Telecom, проведет в результате этой сделки действительно хорошую, или как говорят шахматисты, сильную комбинацию. Какую позицию в результате получат «ВымпелКом» и Golden Telecom – проанализируем в свое время.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube