Мы в СМИ

26.07.2013

ПРАЙМ: Лоукостер «Аэрофлота»: сделано в России

МОСКВА, 26 июл - Прайм, Ольга Ждан. Российские низкобюджетные перевозчики могут вновь появиться на рынке, однако условия их работы и бизнес-модели будут существенно отличаться от их предшественников. Лоукостер «Аэрофлота» AFLT -0,13% может начать работать уже в следующем году, его базовым аэропортом станет «Шереметьево», а первыми направлениями - маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга в крупнейшие города РФ, полагают эксперты, опрошенные агентством «Прайм».

В четверг совет директоров крупнейшей российской авиакомпании принял решение о создании 100-процентной дочерней компании – низкобюджетного перевозчика. Это решение не стало сюрпризом – рынок ждал его давно. Российские бюджетные авиакомпании «Авианова» и Sky Express прекратили свою деятельность еще в 2011 году, да и в полном объеме их нельзя считать полноценной моделью лоукоста. При этом иностранные дискаунтеры все активнее приходят на российский рынок и работают по своим законам и правилам, что изначально ставит наши авиакомпании в менее выгодные условия.

Для реализации модели российского лоукостера в стране необходимо создать условия. Аэропорты должны быть готовы предложить таким перевозчикам более низкие тарифы, сократить время разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить более 40 минут). Лоукостерам также необходимо право продавать невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров и принимать на работу иностранных пилотов. Минтранс разработал все зависящие от него поправки и направил их в Госдуму, однако решения по ним пока не принято.

БАЗОВЫЙ АЭРОПОРТ

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев ранее говорил, что в силу отсутствия в России специального аэропорта для лоукост-перевозчиков, базовым аэропортом для новой авиакомпании станет или «Внуково» или «Шереметьево». Эксперты сходятся во мнении, что, скорее всего, выбор будет сделан в пользу «Шереметьева».

«Если тарифы обслуживания будут одинаковыми, то, конечно, «Шереметьево», - говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

 »На рынке считается, что «Внуково» - наиболее дешевый московский аэропорт, и было бы логично базировать лоукостера в нем. «Аэрофлот» уже заявлял о факте переговоров с «Внуково» по этому вопросу. Однако недавно ФСТ согласовала повышение сборов за взлет-посадку во Внуково с 154,1 до 166,1 рублей за тонну максимальной взлетной массы, и по этому параметру «Шереметьево» станет наиболее дешевым аэропортом в МАУ - 163,5 рубля», - говорит аналитик «Региона» Алла Юрова.

В результате, по ее словам, для «Аэрофлота» может оказаться выгоднее базировать нового перевозчика в «Шереметьево». Такой выбор имеет ряд плюсов, как-то: возможность обеспечения стыковок с рейсами материнской компании, использование существующей технической базы.

«Каждый из аэропортов имеет свои преимущества, например, «Шереметьево» предпочтительнее тем, что там лучше развита логистика и более высокая пропускная способность, однако с другой стороны, во «Внуково» дешевле аэропортовое обслуживание и большие возможности для получения дополнительных слотов благодаря запуску нового терминала. Я думаю, что если речь идет о небольшой компании – то предпочтительнее будет «Шереметьево», однако если «Аэрофлот» решит сразу развивать довольно крупную компанию, что наиболее вероятно на данный момент, тогда рациональнее будет размещать ее во «Внуково», - считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

При этом во «Внуково» есть некоторые проблемы с разворотом самолета, связанные с тем, что аэропорт обслуживает первых лиц государства, то есть обеспечить разворот за 30-40 минут, что жизненно необходимо для лоукостера, во «Внуково» порой бывает затруднительно. Лоукостер «Аэрофлота» будет эксплуатировать новые самолеты A-320 или Вoeing-737, говорил Савельев. Его предшественники «Авианова» и Sky Express эксплуатировали старые самолеты.

МАРШРУТЫ

В сообщении «Аэрофлота» отмечалось, что экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда удобств, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными авиаперевозчиками в размере 20-40% и даже позволит конкурировать по ценам с железнодорожным транспортом.

К примеру, в типичном самолете лоукостера нет бизнес-класса, спинки кресел не откидываются, ширина сидений и расстояние между рядами совсем не такие, как привыкли пассажиры в самолетах того же «Аэрофлота». Одним словом, это будет очень аскетичный сервис.

Первые два года «Аэрофлот», говорилось в сообщении, планирует развивать наиболее прибыльные маршруты в европейской части России, постепенно расширяя зону деятельности как в российских регионах, так и за рубежом, в том числе в странах СНГ. Аналитики отмечают, что первые маршруты будут из Москвы и Санкт-Петербурга.

«Скорее всего, маршрут Москва - Санкт-Петербург, так как здесь очень сильная конкуренция даже не среди авиакомпаний, а между авиакомпаниями и РЖД (Сапсан). Возможно, что будут также направления Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань, Москва - Краснодар и Москва - Анапа», - говорит Рожков.

Юрова отмечает, что, скорее всего, значительная часть рейсов действительно будет связана с Москвой и Санкт-Петербургом.

По словам Шенка из «Инвесткафе», первое время будут развиваться маршруты из европейских городов в обе столицы, а также внутренние рейсы между крупными городами со стабильно высоким пассажиропотоком - например, с Казанью или Новосибирском, а также, возможно, некоторые маршруты в Азию. 

КОНКУРЕНТ «ЮТЭЙР»

О планах создания своего лоукостера говорила также другая российская авиакомпания ОАО «ЮТэйр» UTAR -0,04%. Известно, что в качестве базового аэропорта планируется использовать «Ермолино» в Калужской области, однако сроки начала полетов пока не конкретизируются: в презентации «ЮТэйра» указаны 2013-2016 годы.

Жесткой конкуренции между лоукостерами аналитики пока не ожидают. «Лоукостер, даже один, может оказаться нерентабельным, если государство не пойдет им навстречу и на законодательном уровне не закрепит за ними право на скидку в определенных сервисах - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, возможно компенсация части лизинговых платежей и какие-то еще стимулирующие меры», - считает Рожков из «Метрополя».

 Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк полагает, что между двумя игроками будет конкуренция, однако каждый займет свою нишу на рынке и свой сегмент пассажиров.

По его мнению, «ЮТэйр» сможет существенно сократить затраты на обслуживание в «Ермолино», так как это полностью их проект, что даст некоторые преимущества, с другой стороны расположение «Ермолино» явно проигрывает «Внуково» и «Шереметьево» в борьбе за московских пассажиров.

«Рассуждения о конкурентной борьбе будущих лоукостеров, на наш взгляд, преждевременны: компания «Аэрофлота» еще даже не создана, а вариант «Ермолино» до сих пор находится в состоянии обсуждения. В то же время «Ермолино», скорее всего, будет более дешевым аэропортом, по сравнению со «Внуково» и «Шереметьево», что может создать запас прочности для «ЮТэйр»", - считает аналитик «Региона» Алла Юрова.

http://1prime.ru/transport/20130726/765150102.html



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube