Мы в СМИ

28.04.2009

QUOTE.ru: Госрезерв месторождений не позволит спекулировать нефтью

Максим Звягинцев

Министерство энергетики РФ передало в правительство предложения по отнесению нефтяных месторождений в госрезерв, сообщил глава ведомства Сергей Шматко. «Мы свои предложения по отнесению нефтяных месторождений в госрезерв сделали и в правительство передали, но эта концепция (создания государственного резерва нефти) гораздо шире: это концепция формирования в широком смысле этого слова госрезерва нефти», - сказал министр. Говоря о переданном списке месторождений, С.Шматко отметил, что, по мнению Минэнерго, в текущих условиях и при сложившейся конъюнктуре «можно подождать с выдачей лицензий на крупные месторождения, а также месторождения, которые находятся вблизи развитой инфраструктуры».

По словам С.Шматко, общая концепция создания госрезерва нефти предполагает, что у государства появится возможность «эффективно пользоваться конъюнктурой рынка, иметь свободу маневра и регулирования в той или иной степени поставок нефти на экспорт». «Это вопрос революционный, у нас никогда резерва не было. Эта вещь связана с долгосрочным стратегическим решением по изменению политики экспорта нефти», - отметил глава Минэнерго.

В октябре 2008г. вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин сообщил, что в России может быть создан нефтяной резерв нефти для повышения эффективности работы на рынке. По его словам, объемы резервов должны быть достаточными для достижения справедливых ценовых параметров в условиях, когда количество доступных запасов нефти сокращается. Позднее С.Шматко заявил, что министерство планирует подготовить целый комплекс мер по регулированию поступления объемов нефти на мировой рынок. В качестве одной из таких мер он назвал создание резерва добычи нефти. Для примера С.Шматко привел действия некоторых стран по резервированию объемов нефти, в том числе США, где созданы мощности для хранения «черного золота» на 100 млн т. Министр высказывал мнение, что в госрезерв нефтяных месторождений необходимо включать участки с запасами нефти от 30 млн т. АК « Транснефть « позднее сообщила, что готова построить хранилища для государственного резерва нефти в кратчайшие сроки и что у России уже существуют технологические расчеты сооружения нефтехранилищ мощностью 50 тыс. и 100 тыс. т. Федеральная антимонопольная служба в свою очередь считает, что в случае создания нефтехранилищ целесообразно использовать их запасы для биржевых интервенций.

Месторождения не могут быть переданы нефтяным компаниям для разработки до тех пор, пока не будут исключены из резервного фонда. Если учитывать размер рекомендуемых к отнесению в госрезерв месторождений (от 30 млн т), становится понятно, что правительство стремится привлечь НК к разработке относительно непривлекательных месторождений. Кроме того, у экспертов вызывает недоумение технологическая возможность использовать для спекуляций на рынке нефти месторождения, разработка которых не была начата. Другое дело – предложенная ранее вице-премьером РФ И.Сечиным идея создания государственного резерва уже добытой нефти. Однако она не была поддержана Минэнерго ввиду дороговизны строительства нефтехранилищ. Доработка предложения и приведение его к текущему виду радикально исказили потенциальные возможности предложенной идеи. Помимо прочего, эксперты не исключают стремления правительства заморозить месторождения, которые интересны крупным НК. Например, с месторождений им.Требса и им.Титова в Ненецком АО (их также предлагается включить в резерв) ЛУКОЙЛ в состоянии экспортировать нефть самостоятельно, в обход контролируемой правительством « Транснефти «. В целом аналитики скептически относятся к предложению Минэнерго в его текущем виде и считают, что стимулировать разработку некрупных месторождений можно и без простоя наиболее привлекательных.

По словам аналитика компании «Арбат Капитал» Виталия Громадина, создание резерва нефти способно увеличить озвученное представителями отрасли сокращение добычи в России на 8% до 2013г., поскольку инвестиции в этой отрасли дают эффект через три-пять лет. Для того чтобы минимизировать негативное влияние передачи наиболее крупных месторождений в госрезерв на объемы добычи нефтяных компаний, специалист считает возможным сделать привлекательной разработку месторождений с меньшими и труднодоступными запасами с помощью диверсификации налогообложения. При этом быстро увеличить экспорт при росте цен на сырье с помощью резерва, как планирует Минэнерго, вряд ли получится, поскольку освоение месторождений – долгий процесс. С точки зрения эксперта, для НК выгодным выглядит вариант создания запасов «черного золота» с помощью выкупа части добытой нефти у российских компаний, учитывая, что для локальных условий неприемлем способ ОПЕК с ее возможностью приостанавливать добычу на отдельных месторождениях. Однако сомнительно, что таким способом можно будет повлиять на стоимость нефтяного сырья на рынках, поскольку подобные меры только увеличивают уровень мировых запасов нефти в хранилищах.

Более целесообразным В.Громадин считает заморозку добычи на выборочных месторождениях, где это возможно, для поддержания цен на нефть в данный момент. В частности, представители ЛУКОЙЛа заявляли в 2008г., что готовы снизить уровень добычи, если так решит правительство. В случае если цены на нефть вновь поднимутся до высоких уровней, можно будет вернуться к разработке замороженных месторождений - это будет экономически целесообразно. При этом откладывать освоение крупных месторождений в настоящее время не стоит, уверен эксперт.

Аналитик CIG Наталья Янакаева также сомневается в осуществимости планов Минэнерго по использованию в периоды высоких цен на энергоносители нефти с месторождений из госрезерва ввиду длительности срока их разработки (он составляет более пяти лет, если месторождение находится на шельфе). Кроме того, пока неизвестно, как будут использоваться месторождения в случае снижения цен на нефть, но их консервация в эти периоды представляется специалисту крайне нецелесообразной. Наконец, нефтяным компаниям может не понравиться, что государство вмешивается в их бизнес-планы, если будут выдвинуты новые условия по разработке месторождений из госрезерва, предостерегла Н.Янакаева.

Аналитики ИФК «Метрополь» обратили внимание на то, как повлияет на производственные планы Л УКОЙЛа желание правительства оставить месторождения им.Требса и им.Титова под контролем государства на неопределенное время. Оба объекта расположены вблизи Южно-Хыльчуюского месторождения, которое разрабатывает ЛУКОЙЛ. Нефтяные запасы категории С1 месторождений им.Требса и им.Титова составляют 660 млн барр., что на 30% больше доказанных резервов Южной Хыльчуи (500 млн барр.). Потенциальные ресурсы месторождений оцениваются на уровне 1,1 млрд барр. нефти. Л УКОЙЛ станет естественным кандидатом на разработку этих месторождений, поскольку он построил порт, ориентированный на экспорт, и нефтепровод от соседнего Южно-Хыльчуюского месторождения. Эксперты полагают, что планы Минэнерго по созданию госрезерва могут резко снизить шансы Л УКОЙЛа на получение лицензий на месторождения им.Требса и им.Титова, однако не изменяют финансовые модели компании, поскольку ранее не включали в расчеты вероятный положительный эффект от разработки указанных месторождений.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube