Мы в СМИ

26.07.2005

RBC daily

 

Дмитрий Буряк выращивает «сокового монстра»

 

Предприниматель, до сих пор работавший на фармрынке, намерен за 10 лет создать крупнейшего производителя соков и натуральных напитков в Европе

 

 

Елена Желобанова

 

Компания «Аква Вижион» заявила, что построит в Московской области крупнейший в Европе завод соков и натуральных напитков. До конца 2006 г. инвестиции в проект составят 110 млн евро. Владелец компании – Дмитрий Буряк – намерен сделать новую компанию лидером рынка. Однако аналитики считают эти планы, мягко говоря, утопией. И утверждают, что г-н Буряк либо совершает еще одну ошибку бизнес-планирования (в этом году прекратила существование компания «Служба 77», которую он пытался «раскрутить»), либо знает то, о чем не догадываются другие участники рынка. Возможно также, что он просто рассчитывает перепродать завод западному игроку.  ООО «Аква Вижион» учреждена в 2003 г. компанией VIP-Progress Ltd. Владелец последней – предприниматель Дмитрий Буряк, известный как производитель биодобавок (владеет компанией VIP Group и фармзаводами «Акрихин» и «Аркофарма»). Помимо фармацевтической отрасли в последнее время г-н Буряк активно пытается проникнуть на пищевой рынок. Его последний проект – попытка «поднять на ноги» оператора дистанционной торговли московскую «Службу 77», которую VIP Group приобрела в 2003 г. Однако в начале этого года новым владельцам «Службы 77» пришлось свернуть деятельность этой компании. Вчера было разослано сообщение о том, что «Аква Вижион» подписала договор с ОАО «Зарубежстрой» на строительство в Истринском районе Московской области «крупнейшего в Европе завода соков и натуральных напитков». Сумма договора – 29 млн евро. Общий объем инвестиций в этот проект до конца 2006 г. оценивается в 110 млн евро. Как сообщили RBC daily в компании «Аква Вижион», мощность первой линии нового производства, которая заработает в конце 2006 г., составит 300 млн л в год. «В течение последующих 10 лет планируется довести мощности завода до 750 млн л в год, что превратит предприятие в крупнейшего в России и Западной Европе производителя соков и натуральных напитков», – говорится в сообщении компании. Однако, по мнению аналитиков, для сокового рынка планы «Аква Вижион» мало реальны. «Они могут быть реализованы, если с рынка уйдет кто-то из крупных игроков, но пока никто этого делать не собирается. Я сомневаюсь, что новый игрок сможет в ближайшее время занять хотя бы 0,1% рынка, – комментирует RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. «Планы компании, мягко говоря, утопичны, – соглашается с этим аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Самарец. Сегодня интерес к рынкам соков и напитков вполне объясним. В течение последних нескольких лет темпы роста сокового рынка составляли почти 20% в год. «Однако потенциал роста близок к исчерпанию. По нашим прогнозам, рынок сока в ближайшие пять лет будет расти в среднем на 6-7% в год. И «Аква Вижион» с первой линией, которая начнет работу к концу 2006 г., попадает на рынок с относительно невысокими темпами роста», – говорит Ольга Самарец. По оценке Натальи Мильчаковой, рынок соков в ближайшие 7 лет будет расти в среднем на 8% в год, что почти в два раза выше, чем в Европе, а рынки газированных напитков и минеральной воды – на 7-8% в год. По мнению директора по связям с общественностью ОАО «Лебедянский» Александра Костикова, планы «Аква Вижион» могли бы быть реализованы в 2000–2001 гг. «Тогда рынок рос на 35-40% в год, и на нем было реально найти какую-то нишу. Сейчас ничего не зависит от мощности производства – все решают дистрибуция и грамотный брендинг», – утверждает он. Ольга Самарец оценивает затраты на раскрутку федерального бренда минимум в 5 млн долл., а для конкурентных рынков этот показатель может увеличиваться на порядки. «Рекламный бюджет «большой соковой четверки» – более 10 млн долл. в год у каждого, – уточняет Александр Костиков. – Но эти средства тратятся на поддержку брендов, уже имеющих успешную историю в 3-6 лет и более. Для раскрутки нового бренда надо минимум 10-15 млн долл. в год, но даже это не гарантирует успешного выхода на рынок», – утверждает он. По данным ИК «ФИНАМ», уже сейчас 90% российского рынка сока контролируется четверкой лидеров – компаниями «Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский», «Мултон» и «Нидан». Остальной объем производства обеспечивают приблизительно 50 региональных компаний. При этом они выживают в основном за счет близости к потребителю и низких цен. «Поэтому даже для того чтобы занять несколько процентов рынка, «Аква Вижион» должна будет сформировать маркетинговый бюджет, сопоставимый со стоимостью строительства завода, а также предложить дистрибьюторам льготные условия работы, что снизит рентабельность компании», – рассказала RBC daily Ольга Самарец. По словам Натальи Мильчаковой, если сравнивать с затратами крупных соковых компаний, на раскрутку нового бренда компании придется тратить не менее 20-30 млн долл. в год. По мнению экспертов, даже заявленный объем – 750 млн л в год – не является показателем крупнейшего производителя соков и напитков. «750 млн л через 10 лет (к 2015 г.) – это сравнительно немного, – отмечает Наталья Мильчакова. – По моей оценке, уже к 2010 г. «Лебедянский» и «Мултон» будут производить около 1 млрд л в год, и это только по сокам и сокосодержащим напиткам, примерно такой же объем производства я прогнозирую по соковому подразделению ВБД (если оно будет функционировать в его нынешнем виде)». По мнению Александра Костикова, зачинатели нового бизнеса не владеют ситуацией в индустрии. «У «Лебедянского» сегодня мощность более 1 млрд л в год, у «Мултона» и ВБД – сравнимые показатели. Только суммарная производственная мощность не всегда равна реальному выпуску – все зависит от потребностей рынка. В любом случае уже сейчас мощность в 750 млн л не может считаться крупнейшей, а через 10 лет и подавно». Относительно выхода на рынок натуральных напитков прогнозы аналитиков гораздо более лояльные. Но этот рынок высоко сегментирован (входят такие категории, как, например, квас, натуральные газированные напитки, морсы и т.д.). «Компании с такими колоссальными производственными мощностями будет очень непросто работать сразу на нескольких рыночных сегментах – будет теряться выгода от эффекта масштаба, – считает Ольга Самарец. – При этом объем каждого из этих рыночных сегментов не превышает 300 млн долл. – концентрация на одном из них также будет невыгодна».

 По мнению аналитиков, единственный сегмент, где у нового игрока есть шансы – питьевая вода. «Сегмент столовой и минеральной воды является самой динамично развивающейся частью рынка прохладительных напитков, – утверждает Ольга Самарец. – Темпы его роста оцениваются в 20-25% ежегодно. Но через полтора года, когда начнет работу первая линия «Аква Вижион», рынок будет поделен, и занять сильные позиции на нем будет намного сложнее. Уже сейчас многие проекты по производству питьевой воды оказываются нерентабельными». На этом рынке уже сейчас есть сильные игроки, причем это мощнейшие транснациональные корпорации – PepsiCo, Coca-Cola, Nestle. Пока же «Аква Вижион» строится, усилят позиции отечественные игроки, например тот же ВБД. «Если в соках рынок высоко консолидирован, то водный – фрагментирован (в каждом регионе есть 1-2 сильных игрока, а национальные игроки занимают невысокую долю – совокупная доля Coca-Cola и PepsiCo на рынке воды – около 20%), – рассуждает Александр Костиков. – На рынке воды можно найти какую-то нишу. Но опять же, все будут решать не производственные мощности, а хорошо построенный бренд и грамотная дистрибуция». Наталья Мильчакова считает, что на рынке минеральной воды с брендами PepsiCo и Coca-Cola, а также отечественными – «Ессентуки», «Боржоми», «Нарзан» – конкурировать будет очень трудно.  Амбиции «Аква Вижион» заставляют экспертов искать «второе дно» в планах компании. По мнению Александра Костикова, один из вероятных сценариев – продажа производственных мощностей с дисконтом через несколько лет неудачных попыток выхода на рынки. «Г-н Буряк проявляет большой интерес к продовольственному бизнесу – действительно одному из наиболее привлекательных, – резюмирует Ольга Самарец. – Первоначально был выбран слишком «нишевый» бизнес («Служба 77»), спрос на услуги которого еще не сформировался. Второй эксперимент, напротив, связан с рынком, близком к насыщению. Причем в создание предприятия вкладываются большие деньги. Это либо ошибка на уровне бизнес-планирования и г-Буряк неверно расценивает риски, либо он владеет какой-то информацией, которой нет у других участников рынка и которая позволяет ему надеяться на успех. Возможно, он просто рассчитывает перепродать актив какому-нибудь западному игроку». Не отрицает возможности строительства «бизнеса на продажу» и Наталья Мильчакова. «Но западная компания должна видеть, что она покупает. Проще купить сложившегося, крупного игрока на рынке (как Coca-Cola – «Мултон»). Можно купить нишевого игрока ради привлекательного проекта (InBev – «Тинькофф»). Но для этого «Аква Вижион» надо завоевать определенную нишу», – считает она.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube