Мы в СМИ

25.04.2011

BFM.RU: Инноваторы позарились на территорию ЗИЛа

Производство автомобилей на старейшем в России московском автозаводе ЗИЛ, за сохранение которого ратовали прежние власти города, может полностью прекратиться. Теперь территорию предприятия хотят превратить в инновационную площадку с вузом

В начале 1960-х годов с конвейера ЗИЛа стали сходить самые массовые грузовики тех времен — ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.

Производство автомобилей на старейшем в России московском автозаводе ЗИЛ может полностью прекратиться. Анализ производственной деятельности предприятия доказал, что это нерентабельно.

«Чем больше машин делается, тем больше убытков», — заявил в минувшие выходные заммэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. Столичные власти хотят превратить ЗИЛ в инновационную производственную площадку, создать на его территории университетский комплекс и построить жилье.

Шаронов заявил, что в случае, если промышленное производство не будет полностью остановлено, промплощадку могут значительно сократить, оставив за заводом 30-50 гектаров из примерно 300 гектаров нынешней площади. Он добавил, что Москва также планирует продать открытое производство в Латвии при участии АМО ЗИЛ (СП с латвийским Ferrus). Кроме того, столичные власти рассчитывают продать долю города в «Автофрамосе», выпускающем автомобили Renault (5,9%).
«Завод имени Лихачева» (ЗИЛ) — старейший в России завод по производству автомобилей, был заложен еще в 1916 году. До 1919 года он выпускал грузовики итальянской фирмы Fiat. Первые десять грузовиков советского производства собрали в 1924 году. В дальнейшем завод выпускал как малотоннажные грузовики, так и автомобили повышенной грузоподъемности и проходимости. В начале 1960-х годов на конвейер поставили массовые грузовики тех времен — ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Предприятие контролируется правительством Москвы, в последние годы завод выпускает грузовые автомобили и спецтехнику, при этом несет миллиардные убытки.
После назначения мэром столицы Сергея Собянина руководство завода было отстранено, а на предприятии введен новый менеджмент. В настоящее время задолженность ЗИЛа составляет 14 млрд рублей при годовом объеме производства не более 2 млрд рублей и такой же сумме ежегодных убытков.

Собянин заявил в начале апреля этого года, что если автомобили, которые производит ЗИЛ, оценить не по продажной цене, а по себестоимости, они будут дороже «Мерседесов». «Управляющая компания, которая с 2003 года руководила заводом, доуправлялась до такой ситуации», — сказал градоначальник, обвинив руководство предприятия в отмывании денег. Долги по заработной плате на заводе, которые составляют 200 млн рублей, столичные власти пообещали погасить в ближайшее время.
В настоящее время основная продукция ЗИЛа — грузовики. В 2009 году они дали заводу 67% продаж. Остальное пришлось на трехтонник, получивший прозвище «Бычок» (10%), и на новый «бескапотник» модели 4329 (23%).

«Бычок» является прямым потомком модели ЗиЛ-169 (1975 г.), а та, в свою очередь, происходит от ЗиЛ-130 (1962 г.). Он выпускается с 1996 года. «Бескапотник» 4329 (представители этого семейства демонстрировались на выставках под названием «Кентавр») представляет собой модернизированное шасси все той же модели ЗиЛ-130, на которую поставлена кабина китайского производства.

Понятно, что желающих «добровольно» приобретать столь архаичные транспортные средства немного. Поэтому основными клиентами ЗИЛа являются госструктуры. К примеру, некоторое количество пожарных машин у завода закупает МЧС. Покупателями «Бычка» и «Кентавра» в основном выступают организации, подконтрольные московской мэрии. Крупных заказчиков из коммерческих структур у ЗИЛа нет.

Инновационностью уже несколько достали

«Завод генерирует убытки, поскольку у него недозагрузка своих мощностей и постоянные большие затраты», — рассказал BFM.ru аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. По его мнению, в сложившейся ситуации есть два варианта решения проблемы: либо вкладываться в развитие завода, либо закрыть его и использовать освободившуюся территорию по другому назначению. В первом случае придется привлекать огромные инвестиции, поскольку предприятие нужно будет фактически отстраивать заново. Второй вариант, по словам Рожкова, сейчас выглядит предпочтительней.

«Целесообразнее было бы использовать эту площадку не как завод, потому что, с точки зрения логистики и экологии, все-таки лучше переносить производство из Москвы в область и другие регионы. Что касается строительства жилья на этой территории, то мне кажется, что это нецелесообразно. Впрочем, если только это будет не какой-то проект студенческого комплекса», — сказал Рожков.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что, с одной стороны, содержать такой огромный автомобильный завод, который занимает очень большую территорию в черте города, неправильно.

«С другой стороны, мне категорически не нравятся ни аргументации, ни те предложения, которые мы услышали от мэрии: раз убытки, значит нужно закрывать. Но ведь у нас очень много предприятий, деятельность которых стала нерентабельной. Их все тоже надо закрыть? Может быть, лучше подумать о том, что сделать, чтобы завод все же стал рентабельным? В предложении закрыть ЗИЛ, превратив его в инновационную площадку, не учитывается, что это предприятие для Москвы и для страны — нечто больше, чем просто завод. Это некий символ того промышленного потенциала, который был создан в ХХ веке. Для многих это имеет значение. Поэтому, на мой взгляд, самая оптимальная мера — сохранение завода, но вывод его за территорию Москвы. Многие мировые столицы именно так и поступали. Примеру — история с выводом завода по производству грузовиков Citroen из Парижа», — сказал Николаев BFM.ru.

В любом, случае, по мнению эксперта, производственную площадку необходимо сохранить. «Возможны различные варианты, например, пищевая промышленность. Это вполне актуально для крупного города. Но не надо прикрываться словами об инновациях и так далее. Должен быть некий компромиссный вариант», — считает Николаев.
«Что касается превращения завода в инновационно-производственную площадку, то скажу, что нас этой инновационностью уже несколько достали. В экономике, в которой нет спроса на инновации, эта площадка останется просто площадкой. И это надо хорошо понимать. Там хотят создать университетский комплекс, но что, у нас в Москве мало вузов? У нас существует много других проблем», — сказал эксперт.

Русскому «Хаммеру» не суждено сбыться

Стоит отметить, что прежнее руководство Москвы во главе с Юрием Лужковым пыталось всячески поддержать предприятие, вкладывая в это немалые средства. О степени амбициозности планов бывших властей города может говорить заявление Лужкова, сделанное в 2009 году. Тогда он сказал, что на ЗИЛе будет выпускаться автомобиль, похожий по своим эксплуатационным возможностям на американский «Хаммер».
«Мы будем разрабатывать один тип автомобиля для министерства обороны России и его упрощенный вариант — для гражданской сферы, чем-то похожий на «Хаммер», — заявил тогда Лужков. Тогда же экс-мэр заявил, что правительство Москвы «не допустит остановки производства, и будет продолжать помогать заводу через меры разных поддержек, в том числе закупок у завода автомобилей и техники».

ЗИЛ успешо уходит от банкротства

На этой неделе, 28 апреля, в арбитраже должно состояться рассмотрение заявления «Вологдаметаллооптторга» о признании ЗИЛа банкротом. Между тем, в марте этого года Арбитражный суд Москвы оставил без рассмотрения заявление «Ростовэнергоремонта» о признании несостоятельным (банкротом) «Завод имени Лихачева».
Это уже далеко не первое заявление о банкротстве ЗИЛа, однако ранее завод погашал задолженности, после чего заявители в суде отказывались от своих требований. Так, 11 марта арбитраж Москвы оставил без рассмотрения заявление компании «Эмпилс» (Ростов-на-Дону) о признании завода несостоятельным. На заседании стало известно, что ЗИЛ полностью погасил задолженность перед заявителем.




К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube