Мы в СМИ

31.03.2004

Газета «Известия»

У рыбаков отнимают рыбные порты

 

Татьяна Рыбакова

 

Министерству транспорта и связи не хватает портовых мощностей. Увеличить возможности по перевалке торговых грузов в Минтрансе решили за счет рыбаков. В ближайшее время можно ожидать передачи контроля над рыбными портами от Минсельхоза, которому недавно отошли функции упраздненного Госкомрыболовства, к Министерству транспорта и связи. С такой просьбой к правительству обратились и сами министерства, и комиссия по административной реформе. В Минтрансе говорят, что перевод рыбных портов в транспортное ведомство сделает привлекательнее инвестиции в их инфраструктуру. Рыбаки считают, что переподчинение рыбных портов лишит их дешевых причалов. «Нигде в мире нет разделения портов по видам деятельности», - так аргументируют свою позицию в Министерстве транспорта и связи. Теперь такого разделения не будет и в России - Минсельхоз согласен передать порты транспортному ведомству, оставив за собой контроль только над рыболовным флотом и его уловами. Идея об объединении контроля над всеми морскими портами в одних руках была подана еще европейским ТАСИС, затем ее подхватила комиссия по административной реформе. «В этом есть логика - упрощается управление и устанавливаются единые правила игры», - считает аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев. В портах к предложениям Минтранса относятся двояко. «Ведомственные междоусобицы со своими коллегами из морского рыбного порта не только утомили морские власти, но и делают такие порты крайне непривлекательными как для судовладельцев, так и для грузовладельцев из-за непрекращающихся споров о праве контроля над судами и о праве взимания портовых сборов», - говорит капитан Калининградского морского торгового порта Василий Беляев. «У нас своя специфика, передача в ведение Минтранса может нанести ущерб рыболовецкому флоту», - беспокоится его коллега, капитан Калининградского морского рыбного порта Вячеслав Морозов. Бизнес привлекает возможность расширения географии перевалки грузов: 16 крупных рыбных портов России дадут возможность разгрузить работающие на пределе возможностей торговые порты. «Торговые грузы могут просто вытеснить рыбаков с наших причалов», - беспокоится Морозов. Но тот же Калининградский рыбный порт пустует с января по октябрь, пока у рыбаков идет путина. Сегодня в нем арендует причалы польский химический концерн «Андрекс» - российские компании идут к «рыбакам» не очень охотно из-за различия в управлении портовой деятельностью.Начальник администрации Калининградского рыбного порта Петр Макаров не против прихода в рыбные порты грузов, но боится, что рыбакам придется платить портовые сборы по более высоким ставкам - сегодня для них ставка уменьшена на 50%. Других отличий, кроме административных, у торговых и рыбных портов нет: та же инфраструктура, те же причалы, краны, склады и холодильники. Последних у «рыбаков» даже больше, что делает их привлекательными для перевалки скоропортящихся грузов.Некоторую трудность представляет большая мелководность подходов к причалам, но при наличии инвестиций дноуглубительные работы не займут много времени. А инвестиции, по мнению вице-президента Союза транспортников России, президента Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаила Романовского, должны прийти. «Когда все в одних руках, судовладельцев не будет отпугивать различия в правилах, - говорит он. - Пример успешной работы Минтранса по повышению привлекательности российских портов нагляден: сравните, как живут сейчас торговые и рыбные порты». Действительно, сравнение не в пользу рыбных портов: хотя они и начали получать прибыль, ее не сравнить с прибылью торговых портов, перевалка грузов в которых росла темпами до 30% в год. Во многом благодаря действовавшей несколько лет разнице в железнодорожных тарифах к зарубежным и российским портам, пролоббированной Минтрансом. В 2003 году темпы роста перевалки грузов снизились до 10%, но не столько из-за насыщения портовыми мощностями, сколько из-за их отсутствия. Строительство новых морских портов, в том числе с инвестициями крупных российских компаний, подтверждает это. С другой стороны, предупреждает совладелец транспортной консалтинговой компании TranCare Russian Владимир Ашурков, не стоит считать рыбные порты бесхозными: «Бесплатных пирожных не бывает: в рыбных портах уже есть либо владельцы, либо давние арендаторы, и они не горят желанием поделиться бизнесом». Правда, если учесть интересы российских экспортно-ориентированных холдингов в новых возможностях для вывоза грузов, можно не сомневаться, что компромисс найдется. В конце концов это просто вопрос денег. А построить новый порт гораздо дороже, чем выкупить площади в существующем.

 

 



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube