Мы в СМИ

23.01.2007

ЭКСПЕРТ-ВОЛГА: Как у себя дома

Наталья Дядик

Поволжские производители продуктов питания, уже заработавшие себе имя в «домашнем» регионе, планируют развивать фирменные сети в столице. Аналитики полагают, что, заполучив даже ничтожный кусок столичного рынка, местные производители заработают большой имиджевый плюс, который в дальнейшем можно будет использовать для продвижения своей продукции на федеральном уровне. Самарская группа предприятий торговой марки «У Палыча» намерена увеличить количество своих фирменных магазинов в Москве. На днях там открылась четвертая точка сети. По предварительной информации, компания готовится к открытию еще четырех магазинов в столице. Директор самарского комбината питания группы Александр Мербаум говорит, что окончательные планы развития розничного проекта в Москве будут сформулированы ко второй половине текущего года. Закрепиться на столичном рынке планирует и татарстанская сеть «Бахетле» (в переводе с татарского — «счастье»), открывшая там свой первый магазин в ноябре прошедшего года. В течение трех ближайших лет ритейлер рассчитывает нарастить свою московскую сеть до 10 торговых точек.

За маленьким кусочком торта

Желание поволжских производителей получить хотя бы маленькую долю столичного рынка понятно. Он наиболее емкий, и покупательная способность населения здесь выше, чем в нашем макрорегионе. В ИК «Финам» отмечают, что розничный товарооборот в продуктовом ритейле за девять месяцев прошлого года составил в Москве 558,1 млрд рублей, увеличившись на 16% по сравнению с 2005 годом, причем рост во многом обеспечивался за счет увеличения цен. Но нужно иметь в виду, что 75% московского рынка приходится на организованный ритейл (магазины, а не рынки), сети здесь занимают около 40%. Поэтому для того, чтобы занять сколько-нибудь существенную долю в столичной рознице, планы поволжских компаний слишком скромны, считает Михаил Красноперов, аналитик по потребительскому рынку московской ИФК «Метрополь». По его словам, столичный рынок торговли продуктами питания близок к насыщению, и если новые игроки не обладают серьезными преимуществами в обеспечении своих столичных проектов торговой недвижимостью и логистике, шансов занять свое место в ряду федеральных и транснациональных ритейлеров у них нет. В связи с этим он считает, что формат фирменной торговли, с которым идет в Москву самарская группа «У Палыча», перспективнее классических супермаркетов, которые выводит в столицу татарстанская «Бахетле» — он позволяет уйти от конкуренции с сетями и требует меньших площадей.

Домашняя кухня

Несмотря на то, что татарстанская и самарская сети идут в столицу с разными форматами (первая открывает супермаркеты, а вторая — фирменные магазины-кафе), главную ставку они делают на одно и то же. Покорять «сытую Москву» региональные компании планируют национальной «домашней кухней», на которой и сделали себе имя в родном регионе (см. справку). В «Бахетле» продукция собственного производства составляет 40% ассортимента, фирменные магазины «У Палыча» торгуют только своими полуфабрикатами, кондитерскими изделиями и салатами. «Домашняя кухня» весьма востребована, ее продажа отличается высоким уровнем рентабельности, отмечает Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании «Финам». Поэтому многие работающие в Москве сети, например, «Патэрсон» и «Квартал», активно развивают собственные кулинарные подразделения, обращает внимание аналитик. Чтобы попасть в этот тренд и работать с хорошей рентабельностью, региональным компаниям, полагает аналитик, имеет смысл открывать и развивать такие проекты только при наличии местной производственной базы: доставка товара из других городов не только увеличит его стоимость, снизив конкурентоспособность, но и создаст угрозу качеству продукции. Сейчас свое производство в Москве (у «Палыча» там работает кондитерский цех, созданный совместно со столичными партнерами компании, а «Бахетле» готовит в кулинарии при магазине) лишь частично обеспечивает ассортимент торговых точек. Основная часть продуктов поступает в сети из Казани и Самары, где расположены главные производственные мощности компаний. «Бахетле» создала свое производство по выпуску мясных полуфабрикатов в 2004 году, в 2006−м на ее производственной базе начал работу специализированный цех по выпуску татарских национальных сладостей. А группа предприятий «У Палыча» организовала комбинат питания еще в 1996 году. Сейчас она выпускает замороженные мясные полуфабрикаты, кондитерские изделия, выпечку и салаты — общий объем планируется довести до 150 т продукции в месяц.

Бульон из Парижа, чак-чак из Казани

Аналитики полагают, что везти пельмени из Самары и Казани в Москву производителей убеждает возможность использовать свои нематериальные активы. Столичный покупатель, уверены они, охотнее заплатит за марку и имидж продукта, одной из составляющих которого может быть его «экзотическое» региональное происхождение. В случае с «Палычем» — из купеческой Самары, с «Бахетле» — из мусульманской Казани. Так, в «Бахетле» надеются на то, что в их московские магазины покупателя приведет, например, стремление мусульман покупать халяльную (приготовленную по нормам шариата) продукцию. В компании рассчитывают, что посетителями ее столичных супермаркетов станут около трех миллионов человек при среднем чеке около двух тысяч рублей. Аналитики не готовы дать оценку подобным планам — все будет зависеть от продвижения новых для Москвы сетей, говорят они. Как подмечает Сергей Фильченков, для региональных ритейлеров выход на московский рынок может рассматриваться как имиджевый шаг, повышающий статус компании. Открытие фирменных магазинов в столице — уже само по себе кампания по продвижению продукции, которая реализуется через московские торговые сети, и самой фирменной торговли. Так, группа «У Палыча» в будущем предполагает продавать франшизный пакет сети своих магазинов. Пока проект находится в стадии разработки, сейчас у группы можно купить бизнес-модель по организации производства отдельных видов фирменной продукции и реализации мороженого. «Бахетле» франчайзинговые схемы не использует, но тоже вынашивает планы по расширению географии продаж своей продукции. Уже сегодня, помимо Казани и Москвы, она реализуется в Нижнекамске, Набережных Челнах, планируются поставки в Чебоксары, Йошкар-Олу, Нижний Новгород.



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube