Мы в СМИ

28.07.2009

КОММЕРСАНТЪ Daily: Российский ОПК теряет позиции

Большинство производителей опустились в рейтинге Defense Week

Дмитрий Ъ-Беликов

В рейтинг ста крупнейших мировых производителей оружия вошли девять компаний из России. Их выручка в 2008 году росла, но большинство потеряли свои позиции в сравнении с рейтингом 2007 года. Российские производители не успевают за ростом рынка оружия -- главным образом из-за недостатка заказов со стороны Минобороны.

Вчера авторитетный еженедельник Defense Week опубликовал рейтинг 100 крупнейших мировых производителей оружия за 2008 год (по объему продаж). Первое место заняла американская корпорация Lockheed Martin ($39,5 млрд), второе -- английская BAE Systems ($32,7 млрд), третье -- американский авиастроительный концерн Boeing ($31,1 млрд). Таким образом, британская BAE Systems за 2008 год отодвинула Boeing на третье место, хотя в целом в сравнении с 2007 годом тройка лидеров рейтинга не изменилась.

Defense Week включил в рейтинг девять российских производителей вооружений: концерн ПВО «Алмаз-Антей», АХК «Сухой», корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», НПК «Иркут», холдинг «Вертолеты России», НПК «Уралвагонзавод» (производство танков), КБ приборостроения (разработчик оружия), Уфимское моторостроительное производственное объединение (производство авиадвигателей) и концерн «РТИ системы» (радиолокация и связь). Это те компании, которые составили основу рейтинга крупнейших российских предприятий ВПК. Однако ни один из российских производителей вооружений не попал в первую десятку рейтинга Defense Week. Самое высокое -- 16-е место занял «Алмаз-Антей», а самое низкое, 99-е,-- концерн «РТИ системы».

То, что «Алмаз-Антей» поднялся в рейтинге выше остальных российских производителей, неудивительно -- концерн является лидером России по объему продаж оружия (он продает зенитно-ракетные комплексы). Этому способствуют не столько экспортные контракты «Алмаз-Антея», сколько заказы Минобороны, которые составляют не менее половины выручки концерна (это нетипично для экспортно-ориентированной российской оборонки). Концерн улучшил позиции в рейтинге, в 2008 году он занял 24-е место. АХК «Сухой», второй производитель оружия в РФ, заняла в рейтинге Defense Week только 40-е место (в 2008 году -- 37-е). Ее выручку сформировали экспортные поставки истребителей Су-30 (не менее 40 машин, включая машинокомплекты, в частности, в Индию, Алжир и Венесуэлу).

Третий по объему производитель оружия в России -- «Уралвагонзавод» занял в Топ-100 Defense Week только 80-е место (в 2008 году в рейтинг не вошел). Такая разница объясняется в подходах к составлению рейтинга журналом Defense Week и Центром анализа стратегий и технологий (центр АСТ, он делал российский рейтинг предприятий ВПК). Если Defense Week анализирует выручку от продаж только военной техники, то центр АСТ поставил «Уралвагонзавод» на третье место в рейтинге предприятий ВПК, учтя его выручку от гражданской продукции (грузовые железнодорожные вагоны), которая в 2008 году обеспечила компании 60% доходов.

Попадание в рейтинг Defense Week поставщиков российской военной авиации (»Иркут", «Сухой») способствовало появлению в нем и их поставщиков (УМПО, корпорации «Тактическое и ракетное вооружение»), говорит эксперт центра АСТ Константин Макиенко. Российские судостроители в рейтинг не попали из-за малого объема продаж (выручка «Северной верфи», крупнейшего предприятий судостроения в ВПК, в 2008 году не превысила $160 млн). В целом состав участников рейтинга 2008 года повторяет рейтинг 2007 года.

Однако ни один российский производитель, кроме «Алмаз-Антея», не смог подняться в рейтинге Defense Week по сравнению с 2007 годом. Наибольшее падение коснулось авиастроителей: УМПО потеряла сразу 17 мест (переместилось с 72-го на 82-е место), а «Иркут» -- 9 (с 47-го на 56-е). Одновременно, как и предсказывал «Ъ», в рейтинг Defense Week за 2008 год вообще не попал еще один производитель авиадвигателей -- московский завод «Салют» (у него кончились экспортные контракты с Китаем, а адекватной замены им завод не получил). В то же время, отмечает Константин Макиенко, все российские производители оружия показали рост выручки в 2008 году. То, что они теряют свои места в рейтинге при растущей выручке, говорит о том, что «с заказами у них ситуация неплохая, но все равно российские предприятия не успевают за ростом рынка». Опережающий рост выручки таких грандов, как Lockheed Martin или BAE Systems, обеспечивает внутренний гособоронзаказ, у наших же поставщиков оружия он ограничен, и им остается рассчитывать главным образом на закупки российского оружия развивающимися странами, соглашается Михаил Пак из ИФК «Метрополь».



К списку новостей

Добавить в портфель

Смотреть портфель

Версия для печати

О компании|Новости|Услуги|Контакты

Главная страница|Карта сайта|

Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»

Copyrights © 2024. Все права защищены.
Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ»
Телефон: 8 (495) 933-3310
Адрес: 119049, г. Москва, ул. Донская, д. 13

Мы в социальных медиа

В Контакте   Facebook   Twitter   YouTube